*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
**** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь ***************
*******************************************************************
** Сообщение UCS-INFO.1362, 21 июля 2005 г. *
*******************************************************************
Как живешь, страна?
КТО УГРОЖАЕТ УКРАИНЕ: КУЧМА, АЛЬ-КАИДА ИЛИ БЕЗОТВЕТСТВЕННАЯ
БЮРОКРАТИЯ?
БЮРОКРАТИЯ
Постсоветская опасность: Уязвимые склады боеприпасов
Огромные склады обычного оружия и боеприпасов остаются на значительной
части территории в пределах границ бывшего Советского Союза
Ичня, Украина, 16 июля 2005 года. Боеприпасы складированы навалом на
расчищенной площадке, открытые дождю и солнцу. Укупорки, в которых они
уложены, гниют. После более чем 10-летнего пребывания на открытом воздухе
многие из них разгерметизировались и разломились, открыв взору лежащие
внутри неуправляемые ракеты и стабилизаторы мин.
Это огромный склад боеприпасов за оградой воинской части А1479 в одном
украинском лесу. Судя по несекретному досье НАТО, сюда завезены, по меньшей
мере, 5700 т боеприпасов, гранат и взрывчатки. Почти все это уже не нужно.
У значительной части истек срок годности, а некоторые считаются слишком
ненадежными и слишком опасными для использования.
То, что можно видеть на территории воинской части А1479, позволяет судить
об опасном наследии милитаризованного советского государства, которое
представляет угрозу для постсоветских государств и для далеких стран,
угрожает местной экологии и населенным пунктам, а также служит источником
снабжения смертоносными материалами террористов и боевиков.
Недавняя история свидетельствует о том, насколько нестабильными и
опасными могут быть вооружения.
Огромные склады обычного оружия и боеприпасов остаются на значительной
части территории в пределах границ бывшего Советского Союза; многие из них
не защищены от природного воздействия, слабо охраняются или поручены охранным
структурам, которые известны своей коррумпированностью и подозрительной
торговлей оружием. Склады обычного оружия и боеприпасов, которыми никто, по
существу, не занимается, пока западные страны и постсоветские государства
работают над повышением безопасности хранения и демонтажем ядерного,
химического и биологического оружия, представляют собой нерешенную проблему.
Органы НАТО и украинские военные считают, что, когда советские солдаты
покидали Европу, они оставили на Украине 2,5 млн. т обычных боеприпасов, а
также более 7 млн. винтовок, пистолетов, минометов и пулеметов.
Излишки оружия и боеприпасов, некоторые из которых образовались после
первой мировой войны и хранились в военных гарнизонах по всей стране,
находятся в бункерах, упрятаны в соляных шахтах и лежат под открытым небом.
Более современные оружие и военная техника были вывезены с Украины в
ходе ряда подозрительных сделок по продаже оружия и вновь появились в зонах
военных конфликтов в Африке и на Ближнем Востоке. Западные правительства
волнует, что часть этих запасов, в частности, взрывчатка и переносные
зенитные ракеты, способные сбивать гражданские самолеты и вертолеты, может
оказаться в руках террористических группировок.
В ходе одной лишь сделки, которую тщательно задокументировала Организация
Объединенных Наций (ООН), в 1999 году с Украины через Буркина-Фасо в Либерию
было вывезено 68 т боеприпасов, которые попали в руки бойцов Революционного
объединенного фронта (Revolutionary United Front), грабившего Сьерра-Леоне.
Украина не была одинокой в подобных обходных сделках. В опубликованном
5 июля с.г. докладе правозащитной организации «Amnesty International»
сказано, что в 2002 и 2003 гг. 400 т излишков боеприпасов были переправлены
из Албании и Сербии в Руанду, а затем попали в руки вооруженных группировок
в Демократической Республике Конго.
В незаконной торговле оружием обвиняют также мятежную молдавскую
провинцию Приднестровье, которая, если верить данным России, выданным
Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, имеет около 42000
единиц стрелкового оружия и 20000 т боеприпасов, включая авиабомбы,
неуправляемы ракеты и 39000 инженерных мин.
Самые крупные склады, как полагают, находятся на территории России,
однако в этом вопросе она менее открыта, чем Украина.
Подобные запасы ставят под удар глобальную безопасность не только в силу
того, что они вооружают повстанческие группировки, но и в силу того, что
военные боеприпасы легко можно разобрать, а из содержащейся в них взрывчатки
изготовить самодельные взрывные заряды большой мощности. Риск этого входит в
число забот, касающихся Украины.
«Судя по действиям украинских военных в последние несколько лет в
различных условиях, определенно существует вероятность, что они могут
продать взрывчатку террористам, — сказал Андреас Хайнеманн-Грудер (Andreas
Heinemann-Gruder), старший научный сотрудник Боннского международного центра
конверсии (Bonn International Center for Conversion), частной немецкой
организации, которая занималась изучением складов на Украине. — Отдельные
части и подразделения Министерства обороны Украины готовы сотрудничать со
всяким, кто предлагает им деньги, и у них нет никаких моральных ограничений».
Боязнь случайного взрыва была очевидной в Ичне, где у ворот находилось
оборудование для пожаротушения, а рабочие вырубали кустарник и косили
высокую траву, устраняя тем самым материалы, способствующие распространению
огня и препятствующие проезду бронированных пожарных машин пожарного депо
склада.
На всей территории склада, где расположены 47 складских помещений и 47
открытых площадок с уложенными в штабели боеприпасами, военные установили
80-футовые (1 фут = 0,30479 м) громоотводы. Как сказал командир склада
полковник Олександ Богдан, два, по меньшей мере, раза молнии ударяли в
громоотводы.
На фоне растущей озабоченности по поводу надежности хранения и
физической защищенности складов западные спонсоры пытаются ускорить
уничтожение оставшегося на Украине советского оружия и боеприпасов.
Программой НАТО, на которую выделено 29,8 (по другим данным, 24,7) млн.
долл., предусматривается, начиная с нынешней осени уничтожить 133000 т
боеприпасов, 1,5 млн. стволов и 100 переносных зенитных ракет. Это станет,
по заявлению пресс-секретаря представительства НАТО на Украине, самой
большой в мире операцией по уничтожению излишков стрелкового оружия и
боеприпасов. Главным спонсором выступают Соединенные Штаты Америки, которые
жертвуют на первый этап операции более 1,6 млрд. долл.
Страны-доноры и украинские военные чиновники предостерегают, что это
всего лишь начало. Украина пытается уничтожить излишки военных запасов с
1993 года. При нынешних темпах ей потребуется еще 50-100 лет. «Нам придется
потратить несколько десятилетий, чтобы добиться сколько-нибудь безопасного
уровня», — сказал Леонид Поляков, первый заместитель министра обороны
Украины, назначенный на этот пост в текущем году.
By C.J.Chivers, The New York Times, July 16, 2005,
В.Федотов , ИноСМИ.Ru, 18 июля 2005 г.
АЛЬ-КАИДА
ЗАЯВЛЕНИЕ Общественного комитета национальной безопасности Украины
<Об избежании угрозы террористических актов в Украине>
20 июля 2005 года, г.Киев
16 июля 2005 года в Интернете был обнародован ультиматум международной
террористической сети «Аль-Каида» ко всем европейским государствам, чьи
военные контингенты находятся на территории Республики Ирак. Ультиматум
подписан группировкой «Бригада Абу Хафс Аль-Масри», которая взяла на себя
ответственность за теракты 7 июля в Лондоне и признает себя европейским
отделением террористической организации «Аль-Каида».
Ультиматум содержит требование вывести войска европейских государств из
Ирака до 15 августа 2005 года. В случае невыполнения требования, группировка
«Бригада Абу аос Аль-Масри» грозится осуществить новые террористические акты
в странах Европы, подобные тем, которые произошли 7 июля в Лондоне.
Общественный комитет национальной безопасности Украины не исключает
угрозу террористических актов в Украине в связи с присутствием ее военного
контингента на территории Республики Ирак. Украинский контингент выполнил
важную стабилизационную функцию в Республике Ирак и дальнейшее его пребывание
на территории Республики не отвечает национальным интересам Украинского
государства, поскольку может вызвать угрозу безопасности Украины.
Общественный комитет национальной безопасности Украины приветствует шаги
Президента Украины, Главнокомандующего вооруженными силами Укра?ни Виктора
Ющенко, направленные на вывод украинского миротворческого контингента из
Ирака.
Учитывая возрастающую угрозу терактов в Европе и в интересах безопасности
Народа Украины, Общественный комитет национальной безопасности Украины
призывает:
1. Президента Украины и Кабинет Министров Украины ускорить вывод украинских
войск из территории Республики Ирак и завершить этот процесс до 1 сентября
2005 года;
2. Службу Безопасности Украины усилить мероприятия, направленные на защиту
населения от террористической угрозы.
Глава Общественного комитета национальной безопасности Украины
А.Толкачёв, press@gknbu.org.ua, 20 июля 2005 г.
КУЧМА
КАНАЛ В ЗАПОВЕДНИКЕ — СЕМЕЙНЫЙ БИЗНЕС КУЧМЫ
Почему Владимир Литвин хочет заставить министров нового правительства
продолжить его строительство?
В прошлом году Леонид Кучма и Георгий Кирпа с помпой открыли канал «Дунай
- Черное море». Новая власть стала разбираться и с этим наследием прежнего
режима. Министр транспорта Евгений Червоненко распорядился провести у
заказчика стройки, николаевского «Дельта-Лоцмана», комплексную проверку.
Вскрылись факты чудовищного разбазаривания государственных средств. Всего
одна деталь — директор предприятия В.Бездольный выписал сам себе материальную
помощь в размере 864,3 тыс. грн. Возбуждены два уголовных дела.
«ЧУКЧА УМЕР ОТ ВСКРЫТИЯ»
Глава Минприроды Павел Игнатенко направил на стройку комиссию, выявившую
множество фактов грубого нарушения природоохранного законодательства, и
приостановил работы по углублению дна. Широко разрекламированные
экономические выгоды от работы нового канала на деле оказались похожими на
старый анекдот: «Вскрытие чукчи показало, что чукча умер от вскрытия». В том
смысле, что практически все средства, заработанные «Дельта-Лоцманом» на
проводке судов по каналу, Минтранс должен сейчас вложить в повторные
дноуглубительные работы в русле, уже занесенном могучим Дунаем.
Поневоле задумаешься: а нужен ли вообще стране канал именно в этом месте?
Председатель Верховной Рады Владимир Литвин убежден, что нужен.
Директор Киевского эколого-культурного центра Владимир Борейко принес в
редакцию «ВВ» копии двух документов. Первый — письмо Владимира Литвина
премьер-министру Юлии Тимошенко по поводу строительства канала «Дунай -
Черное море». Второй — письмо президента НАН Украины академика Бориса Патона
главе Минприроды Павлу Игнатенко по тому же поводу. Сопоставляя их
содержание, приходишь к весьма интересным выводам.
ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ — БОЛЬШОЙ УЧЕНЫЙ
Начинает Литвин (тоже, кстати, ученый, доктор исторических наук) с
заявления о важности для экономики Украины строительства канала. Кстати,
специалисты никогда с этим не спорили. НАН Украины, по словам Патона,
разработала 7(!) вариантов проекта специального судового хода из Дуная в
Черное море. А принят был 8-й, совершенно неприемлемый, поскольку он
затрагивал целостность Дунайского биосферного заповедника. Единственным
аргументом в пользу последнего проекта была его относительная дешевизна
(но мы уже знаем, чем она обернулась на деле). Чтобы обосновать вторжение в
заповедник, Леонид Кучма, грубо нарушая законодательство, издал несколько
указов, меняющих зональность заповедника так, что хозяйственные работы
становились возможными только в самой ценной части Дунайского биосферного.
Тем не менее, Литвин утверждает, что «выбор оптимального варианта
проекта осуществлен с учетом требований национальных и международных норм».
Это, мягко говоря, неправда. Патон вносит ясность: «строительство канала
через заповедник игнорирует множество законодательных норм Украины». Кроме
того, добавляет Борейко, при этом нарушается сразу 6(!) международных
соглашений, подписанных нашей страной.
Предложения Литвина вызывают у Борейко, по меньшей мере, удивление. «Что
значит «стабилизировать обстановку» вокруг «Дельта-Лоцмана»? — спрашивает он.
- Может быть, разрешить его руководителям продолжать разбазаривание бюджетных
денег? Вдумайтесь в смысл такой фразы: «Предоставить «Дельта-Лоцману»
соответствующие полномочия для срочного выполнения разрешительной процедуры
и всего комплекса строительных и технических работ». Означать этот
«канцелярит» может только одно: Литвин требует предоставить предприятию
чрезвычайные полномочия с тем, чтобы строители канала сами себя
контролировали, и сами себе все разрешали. Но можно ли так доверять
руководителям «Дельта-Лоцмана», против которых возбуждено два уголовных дела?
И, в соответствии, с каким, спрашивается, законом это можно сделать?» -
спрашивает директор эколого-культурного центра.
КУДА ВЕДЕТ «УКРАИНСКИЙ ФАРВАТЕР»?
От правительства председатель парламента требует, разумеется, срочного
«решения вопроса о государственном финансировании национального проекта, а
также привлечение в него негосударственных средств (инвестиций и так далее)».
Тут мы подошли к самой сути дела. Если заглянуть в генеральное соглашение
о строительстве канала, то становится ясно, что на самом деле существует два
заказчика работ: государственное предприятие «Дельта-Лоцман» и… частная
компания «Украинский фарватер». Зарегистрирована последняя была всего за два
дня до подписания соглашения с уставным фондом 20,5 тыс. грн. Акционерами ее
в равных долях являются некий киевлянин К.Бухонский и днепропетровское ООО
«Обертон-Уголь», близкое к «Интерпайпу». Так, по крайней мере, утверждается
в «Зеркале недели» (No 12, от 2 апреля 2005 г.). То, что «Интерпайп»
принадлежит зятю Кучмы Виктору Пинчуку, знает вся страна.
Ларчик, как видим, просто открывался. Канал «Дунай — Черное море»
замышлялся как всего лишь еще один бизнес семьи «гаранта». Главная идея
сводилась к тому, чтобы построить канал за госсчет, а большую часть прибыли
от его эксплуатации направить в собственный карман. Поэтому содержанием
генерального соглашения все время вертели, как цыган солнцем. Если
гарантировалось бюджетное финансирование, то «Украинский фарватер» тут же
становился вторым заказчиком. Если не гарантировалось, что и случилось при
новой власти, платить должен был государственный «Дельта-Лоцман». В
результате постоянной игры в переписывание генерального соглашения так и не
построили защитную дамбу, что свело все дноуглубительные работы в канале к
нулю. Чтобы продолжить их, нужно рассчитаться с генподрядчиком, немецкой
компанией Mobius, которой задолжали 13,6 млн. евро.
Кто именно должен платить? Ответ можно найти только в генеральном
соглашении. Но заглянуть в него в «Дельта-Лоцмане» не дают, ссылаясь на
коммерческую тайну. Хотя, как нетрудно догадаться, скорее всего, соглашение
теперь будет выглядеть так, что государство — в должниках, а «Украинский
фарватер» — ни при чем. Можно ли до сих пор мириться с подобными играми?
Новая власть вроде бы декларирует открытость, но в данном случае сам
председатель Верховной Рады предлагает правительству махнуть рукой на
пропавшие при прежней власти деньги и просто продолжить финансирование
семейного бизнеса Леонида Кучмы. Если так на самом деле и получится, то ни
о каких переменах в стране можно вообще не говорить.
«Мы считаем, — сказал в заключение Владимир Борейко, — что затеянную при
Кучме аферу с вторжением в Дунайский биосферный заповедник нужно немедленно
прекратить, а канал «Дунай — Черное море» начать строить по одному из
вариантов проекта, разработанного в НАН Украины».
В.Смага, «Вечерние Вести», No 101 (1399) 19 июля 2005 г.
Источник: pecheneg@ic.kharkov.ua, 21 июля 2005 г.