UCS-INFO.155

« Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск »

**********************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
**********************************************************************
* Сообщение UCS-INFO.155, 3 августа 1997 г. *
**********************************************************************
Будни химического разоружения

ХИМИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ В ГОСТИ К НАМ?
(Саратовские страдания)

В областной газете «Саратовские вести» в начале февраля
была опубликована статья «Химоружие — как избежать химического
Чернобыля». Вновь всплыла тема после общественных слушаний,
состоявшихся минувшей осенью в Горном. Что изменилось с тех
пор?
В.С.Черномырдин еще 4.9.1993 г. разрешил, в виде
исключения, «Министерству обороны РФ до утверждения технико-
экономических обоснований проектирование и строительство
объектов социальной инфраструктуры по рабочим чертежам и
сметам на отдельные здания и сооружения». И хотя юристы
пытались доказать необоснованность документа, дело сделано. Не
исключается самовольство и в дальнейшем.
Но статья, на которую я ссылался в самом начале, вдруг
открыла нечто такое, от чего мы, казалось, были застрахованы.
Я имею в виду возможность ввоза в наш район химического
оружия, которое хранится в других регионах матушки России. А
нам ведь твердили: соседние области приняли решения, которые
делают невозможной транспортировку отравляющих веществ через
их территории. Более того, нам говорили и о том, что даже
адамсит с шиханского полигона к нам не попадет, так как этого
не позволят балаковцы и пугачевцы. Мы как бы находились под
прикрытием щита соседей.
И вот теперь, когда нам казалось, что вопрос не допускает
иного толкования (химическое оружие уничтожается на месте его
хранения), нам напоминают, что «федеральной программой
уничтожения химического оружия предусмотрено создание в пос.
Горный объекта, где складированные и транспортируемые из
других регионов ОВ будут уничтожены».
Где же эта федеральная программа? Почему только сейчас мы
узнаем, что в ней для нас заложена мина? Почему на
общественных слушаниях никто не обмолвился, что в программе
есть «коварный» пункт транспортировки ОВ?
Кое-какие «бумаги» на заданную тему через мои руки за
последние два с половиной года прошли, но такого пункта не
припомню. Нет его и в правительственном постановлении N 1470
от 30.12.1994 г. Не было его и в октябре 1993 г., в протоколе
совещания по проблеме уничтожения химоружия, прошедшего в
Саратове. Там было другое. Поскольку создание опытных
установок по отработке технологий уничтожения ОВ намечалось на
базе ГИТОС, то в протоколе вторым пунктом записали: «Считать
возможной транспортировку отравляющих веществ из пгт.Горный в
п.Шиханы в специальной таре с соблюдением отработанных мер
безопасности».
С тех пор много воды утекло, хоть что-то да изменилось
или могло измениться. В основных замечаниях на технико-
экономическое обоснование планируемого объекта уничтожения
химического оружия находим такой пункт «Анализ ОВОС и
здоровья населения необходимо провести с учетом возможного
последующего уничтожения на данном объекте всех отравляющих
веществ, хранящихся на территории Саратовской области (иприт,
люизит, их смеси, адамсит, ирританты). Обидно, конечно, что
ТЭО с 40 замечаниями специалистов области не получили широкой
огласки и допускали возможность такой транспортировки ОВ.
Такой подход без учета человеческого фактора противоречит
пункту 8 заключения Проекта государственной программы
уничтожения химического оружия в Российской Федерации.
Реальность осуществления настоящей программы во многом зависит
от позиции руководства и населения соответствующих регионов. В
связи с этим принятие конкретных решений о размещении,
строительстве и функционировании объектов по уничтожению
химического оружия и его транспортировке должно приниматься
только после согласования с местными органами власти и
общественностью».
Сказано куда яснее. А делается по привычке — в обход
людей, которым не гарантирована безопасность. И выходит, прав
был один из авторов давней публикации на эту же тему, который
заверял: завезли когда-то к нам это оружие, нас не спросив, и
теперь не спросят. Как жаль, что он прав. А мы все надеемся и
верим, что все будет по-людски. Поэтому члены редакционной
комиссии по подготовке Итогового документа общественных
слушаний и члены совета общественно-экологического движения
разработали дополнения к этому документу. Среди дополнений и
такое: «Запретить в законодательном порядке завоз отравляющих
веществ с других территорий и размещение отходов от
переработки ОВ на территории Краснопартизанского района».
Учтены эти дополнения, нет ли, никто не знает. И статья
«Химоружие: как избежать химического Чернобыля?» не прибавила
ни капли оптимизма.
А тревога усилилась. Если завезти к нам только
камбаркский люизит, то вероятность опасности для нас и
окружающей среды значительно возрастет. А если здесь «приют» и
место уничтожения найдут фосфорсодержащие отравляющие
вещества, наша жизнь будет во много крат беспокойнее и
сегодняшние трудности, перед лицом ответственности, покажутся
цветочками.
И.Афанасьев, сопредседатель общественного
социально-экологического движения,
газета «Заволжские степи», 14 февраля 1997 г.

* * *

17 июля с.г. социально-экологическое движение
Краснопартизанского района Саратовской области обратилось с
просьбой о вступлении в межрегиональный Союз «За химическую
безопасность» на правах местного отделения. Решением от 31
июля 1997 г. Совет Союза принял эту организацию на правах
районного отделения.

Комментарии запрещены.