UCS-INFO.172

« Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск »

*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
* Сообщение UCS-INFO.172, 11 октября 1997 г. *
*******************************************************************
Вести с полей химической войны

ПРОШЛОЕ И БУДУЩЕЕ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ В РОССИИ

8-9 сентября 1997 года в Чебоксарах (Чувашская Республи-
ка) состоялась конференция на тему «Медицинские и экологичес-
кие последствия производства, хранения, испытания и ликвидации
химического оружия. Защита населения при уничтожении химичес-
кого оружия».
Цель конференции — привлечь внимание к проблеме, объеди-
нить усилия ученых, специалистов, политиков, общественности,
направленные на принятие решений со стороны органов государс-
твенной власти РФ и ее субъектов, обеспечивающих права граждан
на здоровье и благоприятную окружающую среду при планируемом
уничтожении химического оружия, а также при ликвидации эколо-
гических и медицинских последствий прошлых работ по производс-
тву, испытанию, хранению и уничтожению химического оружия.
Оргкомитет конференции возглавил Л.Федоров (межрегиональ-
ная общественная экологическая организация Союз «За химическую
безопасность»). В состав оргкомитета вошли Т.Злотникова (Коми-
тет по экологии Государственной Думы РФ), А.Яблоков (Центр
экологической политики России), С.Забелин (международный Соци-
ально-экологический Союз), В.Котовец (Экологический парламент
Поволжья и Северного Прикаспия), О.Алексеева (Чувашское рес-
публиканское отделение Союза «За химическую безопасность»), В.
Печникова (Государственный Совет Чувашской Республики) и дру-
гие.
В работе конференции приняли участие специалисты, лица,
пострадавшие при работах с химическим оружием, представители
общественных организаций, органов власти различного уровня, в
том числе Комитета по конвенциальным проблемам при Президенте
РФ.
Конференцию приветствовал председатель Государственного
Совета Чувашской Республики В.Шурчанов.
Среди наиболее важных пленарных сообщений был доклад о
генетических эффектах воздействия химико-экологических факто-
ров на здоровье человека, в котором выявлены объективные гене-
тические показатели, позволяющие обеспечить судебную защиту
прав лиц, пострадавших при работах с химическим оружием. Был
также заслушан доклад об опыте реабилитации здоровья населения
территорий повышенного экологического риска.
Помимо пленарных заседаний, работали две секции: «Эколо-
гические и медицинские последствия химического вооружения» и
«Защита прав человека при работах с химическим оружием». Кроме
того, состоялся круглый стол «Методы диагностики, профилактики
и реабилитации лиц, подвергшихся воздействию отравляющих ве-
ществ».
По окончании конференции состоялась пресс-конференция для
средств массовой информации.
Ход и решения конференции широко освещалась в местных и
центральных средствах массовой информации.
Ниже приводится основная резолюция конференции.

РЕЗОЛЮЦИЯ
конференции «Медицинские и экологические последствия
производства, хранения, испытания и ликвидации химического
оружия. Защита населения при уничтожении химического оружия»

Исходя из того, что право на здоровую окружающую среду
является важнейшим конституционным правом граждан Российской
Федерации,
принимая во внимание, что боевые отравляющие вещества
вызывают многочисленные, в том числе отдаленные, последствия
для жизни и здоровья человека и для природы,
признавая, что уничтожение химического оружия, несмотря
на всю его важность, является только одним из аспектов общей
проблемы ликвидации последствий химического противостояния,
сознавая исключительную опасность для людей и природы
использования при уничтожении химического оружия экологически
опасных технологий,
Конференция считает, что в связи с вступлением в силу
Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и
распространения химического оружия, а также о его уничтожении,
перед страной встали две равно важных задачи — преодоления
последствий производства, хранения, испытания и уничтожения
химического оружия, а также экологически безопасного
уничтожения накопленных запасов химического оружия. Таким
образом, помимо технического проведения самих работ по
уничтожению наличного химического оружия, требуется
одновременное разрешение всех сопутствующих проблем -
экологических, медицинских, правовых, социальных,
информационных.
Конференция констатирует факт массовых поражений лиц, в
прошлом участвовавших в производстве в Чувашской Республике и
в Волгограде новейшего химического оружия — зарина, зомана и V-
газа. В связи с этим конференция выражает недоверие
Федеральному управлению медико-экологических и экстремальных
проблем при Минздраве РФ (бывшему 3-му главному управлению при
Минздраве СССР), не обеспечившему надлежащей охраны здоровья
людей и природы на производствах химического оружия и на
территории вокруг этих производств.
Конференция считает ошибкой соответствующих министерств и
ведомств Российской Федерации, что гражданам Российской
Федерации, ставшим инвалидами в результате производства
химического оружия в годы Великой Отечественной войны, до сих
пор не присвоен статус инвалидов Великой Отечественной войны.
Конференция отмечает, что из-за ошибочной позиции
Министерств обороны и здравоохранения РФ, не обеспечивших, в
нарушение действующего законодательства, рассекречивание
документов, содержащих медицинскую информацию о прошлых
работах с химическим оружием, сложилось сложное положение с
обеспечением в судебном порядке социальных прав граждан,
пострадавших при этих работах.
Конференция выражает озабоченность тем, что работы с
химическим оружием сопровождались серьезным загрязнением
окружающей среды в местах производства химического оружия и на
прилегающих территориях, а также в местах работ армии и флота
с этим оружием. Опасность этого усугубляется позицией
Министерства обороны РФ, не обеспечившего, в нарушение
действующего законодательства, рассекречивания и опубликования
документов с экологической информацией о всех местах прошлых
работ с химическим оружием, в том числе местах его хранения,
cснаряжения и переснаряжения боеприпасов, испытаний,
использования во время учений, а также уничтожения путем
сжигания, захоронения и затопления.
Конференция считает ошибочным возложение на армию в
процессе уничтожения химического оружия несвойственных ей
функций — организацию выбора технологий уничтожения
химического оружия, а также экологического мониторинга на
объектах хранения химического оружия и вокруг этих объектов.
Конференция отмечает, что, вопреки духу заявления
Президента Российской Федерации от 20 апреля 1993 года,
Министерство обороны РФ организует работы по отбору технологий
уничтожения химического оружия келейно, без обеспечения
реальной соревновательности, с отклонением по формальным
мотивам неугодных технологических предложений.
1. Конференция рекомендует Президенту Российской
Федерации:
а) перепоручить организацию государственного
экологического мониторинга на объектах хранения и будущего
уничтожения химического оружия, а также вокруг этих объектов,
возложив эти работы не на Министерство обороны РФ, а на
территориальные специально уполномоченные органы; внести
необходимые изменения в Указ от 24 марта 1995 года N 314;
б) перепоручить выбор технологий уничтожения химического
оружия, возложив его не на Министерство обороны РФ, а на
субъекты Российской Федерации, где хранится это оружие, имея в
виду проведение выбора технологий только на основе открытых
конкурсов и с полным информированием общественности; внести
необходимые изменения в Указ от 24 марта 1995 года N 314;
в) представить обществу открытый и полный доклад о
деятельности Федерального управления медико-биологических и
экстремальных проблем за весь период его деятельности в
области охраны здоровья людей и природы на производствах
химического оружия и вокруг этих производств, прежде чем это
управление получит от Правительства РФ новые задания;
г) поручить соответствующим министерствам и ведомствам
обеспечить присвоение статуса инвалидов Великой Отечественной
войны гражданам Российской Федерации, ставшим инвалидами в
результате производства химического оружия в годы Великой
Отечественной войны.
2. Конференция просит Государственную Думу РФ:
а) ускорить решение вопроса о ратификации международной
«Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и
распространения химического оружия, а также о его
уничтожении», которая уже вступила в силу 29 апреля 1997 года;
б) внести дополнения в федеральный закон «Об уничтожении
химического оружия», имея в виду безусловное обеспечение права
населения районов хранения химического оружия на создание
цивилизованной социальной инфраструктуры, а также права
населения районов хранения и уничтожения химического оружия на
отселение из зоны защитных мероприятий за счет средств
федерального бюджета;
в) предотвратить попытки изменения федерального закона
«Об экологической экспертизе».
3. Конференция рекомендует Правительству Российской
Федерации поручить Министерству здравоохранения РФ:
а) принять меры по безусловному выполнению требований
федерального закона «О государственной тайне» в части
рассекречивания всех документов, касающихся медицинских и
экологических аспектов прошлых работ с химическим оружием;
б) обеспечить комплексный медицинский мониторинг здоровья
населения всех мест прошлой деятельности с химическим оружием
на территории Российской Федерации;
в) начать планомерную деятельность по осуществлению работ
по обязательной реабилитации за счет средств федерального
бюджета здоровья всех лиц, которые пострадали в прошлом при
производстве, хранении, испытании и уничтожении химического
оружия;
г) создать при Минздраве Чувашской Республики за счет
средств федерального бюджета республиканский
профпатологический центр с правом установления профзаболеваний
и профинвалидности работникам всех вредных химических
производств; утвердить соответствующие методики и обеспечить
центр необходимым оборудованием.
4. Конференция рекомендует Правительству Российской
Федерации поручить Министерству обороны РФ:
а) обобщить и опубликовать данные о прошлых работах с
химическим оружием, в том числе данные по его хранению,
испытанию, захоронению, сжиганию и затоплению, поскольку все
эти данные являются исключительно экологической и медицинской
информацией;
б) обеспечить под методическим руководством
Госкомэкологии проведение комплексного экологического
обследования всех мест прошлых работ армии и флота с
химическим оружием;
в) обеспечить под методическим руководством
Госкомэкологии проведение реабилитационных работ всех мест
прошлой деятельности с химическим оружием на территории
Российской Федерации и возвращение этих земель в
народнохозяйственный оборот.
5. Конференция поддерживает законодательную инициативу
Государственного Совета Чувашской Республики по разработке
федерального закона «О социальной защите граждан, занятых на
работах с химическим оружием», в том числе в части охвата этим
законом всех лиц, участвовавших в прошлых работах с химическим
оружием и медико-экологическом обеспечении этих работ.
6. Конференция поддерживает инициативу Кировской
областной Думы, связанную с проходящей приватизацией Кирово-
Чепецкого химкомбината, о безусловном оставлении за
государством при проведении подобных реформ на крупных
химических предприятиях решения медицинских и экологических
вопросов.
г.Чебоксары, 9 сентября 1997 года.

Комментарии запрещены.