« Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск »
***********************************************************************************
ПРОБЛЕМЫ ХИМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ — ХИМИЯ И ЖИЗНЬ
***********************************************************************************
Сообщение UCS-INFO.19, 20 июня 1995 г.
***********************************************************************************
«Союз за химическую безопасность» направляет очередную информацию по ситуации с химическим оружием в России — комментарий о проекте закона РФ «Об уничтожении химического оружия».
Проект был подготовлен Комитетом по конвенциальным проблемам химического и биологического оружия при Президенте РФ и в декабре 1994 г. передан в Правительство РФ.
Комментарий в начале мая был направлен мною в Совет Безопасности РФ.
Л.Федоров, 20 июня 1995 г.
О ПРОЕКТЕ ЗАКОНА РФ «ОБ УНИЧТОЖЕНИИ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ»
Проект Закона содержит ряд недостатков, которые требуют его коренной переработки:
1. В проекте Закона отсутствют два концептуальных положения, без определения которых начало работ по уничтожению химического оружия невозможно:
— уничтожение химического оружия должно осуществляться исключительно в районе баз его нынешнего хранения (декларировано Указом Президента РФ N 314 от 24 марта 1995 г.);
— должен быть провозглашен отказ от железнодорожных перевозок химического оружия по мотивам их исключительной опасности.
2. Проект закона исходит из предположения, что в рамках программ уничтожения химического оружия будут осуществляться перевозки химического оружия — железнодорожные и автомобильные (ст.23).
Упоминание о возможности железнодорожных перевозок должно быть из текста исключено, а возможность автомобильных перевозок должна быть разрешена исключительно в пределах субъектов РФ. Соответственно, должны быть оговорены права субъектов РФ по контролю их безопасности.
3. В компетенцию субъектов РФ и органов местного самоуправления не предусмотрено право перевода объектов по уничтожению химического оружия на безопасный режим (вплоть до остановки) в случае угрозы возникновения аварий и пожаров на обектах (ст.14 и 15).
4. В компетенции общественных объединений не предусмотрен контроль за обеспечением безопасности граждан и защиты окружающей среды (ст.19).
5. Для граждан РФ не предусмотрено право на получение информации о состоянии окружающей среды в зоне защитных мероприятий объектов по хранению и уничтожению химического оружия непосредственно у руководства этих объектов (ст.28). Для другого субъекта правоотношений — общественных объединений — право на получение информации в ст.28 вообще не предусмотрено.
6. В проекте Закона вводится возможность конверсии объектов по уничтожению химического оружия (ст.3). Необходимость конверсии и ее порядок определяются исключительно Правительством РФ.
Декларированное согласование с органами государственной власти субъектов РФ недостаточно для реализации прав субъектов федерации, органов местного самоуправления и общественных объединений на решение этого вопроса, который станет предметом социальной напряженности.
7.Вводится принцип ответственности граждан РФ за организацию или участие в несанкционированных мероприятиях вне территории размещения объектов по хранению и уничтожению химического оружия и по маршрутам перевозки химического оружия (ст.32). В контексте проекта Закона это означает полный запрет любой общественной деятельности по вопросу химического разоружения.
8. В ст.17 декларируется необходимость создания органов ведомственного контроля за обеспечением безопасности проведения работ для федеральных органов исполнительной власти, ответственных за хранение, перевозку и уничтожение химического оружия. Всю ответственность за эти работы уже несет Минобороны и только Минобороны, в том числе при любых перевозках. Необходимости создания органов контроля безопасности в МПС нет. Статья должна быть снята.
9. Право доступа на объекты по хранению и уничтожению химического оружия для общественных объединений проект Закона обусловливает порядком, устанавливаемым «действующими нормативными документами» (ст.29). Этот порядок отсутствует и именно его отсутствие является одной из причин социальной напряженности. Указанное право должно быть безусловно реализовано в соответствии с настоящим Законом без отсылок к подзаконным актам.
10. Поскольку проект Закона не определяет порядка работ с объектами производства химического оружия (ст.3), упоминание этих объектов из ст.1 должно быть снято. Упоминание возможности конверсии этих объектов должно быть исключено из ст.3 как противоречащее международной Конвенции по химическому оружия и экологически опасное.
11. В ст.30 в явной форме не прописана ответственность федеральных органов исполнительной власти за причиненный вред здоровью граждан, имущественным интересам физических и юридических лиц, наступивших:
— при нормальной работе объектов по хранению и уничтожению химического оружия;
— при запроектных авариях.