UCS-INFO.192

« Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск »

*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
* Сообщение UCS-INFO.192, 7 декабря 1997 г. *
*******************************************************************
Будни химического разоружения. Тревога!

СОМНЕНИЯ ДЕПУТАТА ЗЛОТНИКОВОЙ

Недавно Государственная Дума России ратифицировала
Конвенцию о химическом оружии. Теперь нашему обществу придется
бороться за то, чтобы наши залежи химического оружия были
уничтожены экологически безопасно. И никак иначе.
Необходимо, однако, помнить и обязательно учитывать все
сомнения, которые высказывались перед ратификацией Конвенции.
В момент окончательного обсуждения в Государственной Думе
вопроса о ратификации Конвенции о химическом оружии состоялась
острая дискуссия. С трибуны было высказано много обоснованных
сомнений и возражений. Однако, демократия в нашей
Государственной Думе такова, что далеко не все сомневающиеся
допускаются на высокую трибуну.
Среди изгоев на сей раз оказалась председатель Комитета по
экологии депутат Т.Злотникова. Открыв дорогу химическому
разоружению, депутаты тем не менее дружно проголосовали за то,
чтобы голос эколога на сей счет не был услышан страной:
«за» допуск Т.Злотниковой на трибуну высказалось 59 чел.,
«против» допуска Т.Злотниковой на трибуну — 195 чел.
Сейчас хитромудрые лисы, управляющие Государственной Думой,
пошли дальше. Под предлогом, что в Комитете по экологии слишком
мало депутатов (много меньше, чем в комитетах по бюджету,
финансам, обороне, геополитике и т.д. и т.п.), они решили его
упразднить. А депутата Т.Злотникову вывести из Совета Думы и
отправить на заднюю скамью.
Летом такой же фокус сотворили в Совете Безопасности
России, откуда был отстрелен эколог А.Яблокова.
Если мы хотим сохранить для всего общества последнюю
экологическую трибуну — в Государственной Думе,- надо
протестовать. Протестовать очень активно. Ниже для примера
приводится то выступление Т.Злотниковой, которое депутаты
Государственной Думы не захотели выслушать.
* * *
«Уважаемые депутаты! В мае 1997 года для всестороннего
изучения проблемы безопасности уничтожения химического оружия
Комитетом по экологии в ряд министерств и ведомств, причастных
к проблеме уничтожения химического оружия, были направлены
письма с просьбой сообщить сведения по вопросам готовности
России к ратификации Конвенции о запрещении разработки,
производства, накопления и применения химического оружия и о его
уничтожении (далее — Конвенция).
В настоящее время получены ответы, анализ которых показал
следующее.
ПЕРВОЕ. Для уничтожения химического оружия будут
использованы технологии, разработанные институтом ГОСНИИОХТ
Минэкономики России.
Открытый конкурс технологий по уничтожению химического
оружия, позволяющий выбрать наиболее безопасные, в том числе для
здоровья населения и окружающей среды, НЕ проводился. В
нарушение Федерального закона «Об экологической экспертизе»
(статья 11) документация на эти технологии на государственную
экологическую экспертизу не представлялась и, следовательно,
положительного заключения государственной экологической
экспертизы они не имеют.
Кроме технологий, принятых Минобороны России, разработан
ряд других технологий, в том числе РАН России, Сибирским
отделением РАН и другими. По представленным данным, эти
технологии позволяют свести к минимуму образующиеся отходы.
Однако сравнительная оценка их технической и экологической
безопасности и экономичности не производилась.
Следует отметить, что ни одна из существующих в России
технологий уничтожения (переработки) отравляющих веществ не
прошла промышленных испытаний.
ВТОРОЕ. Вся предпроектная и проектная документация на
строительство объектов по уничтожению химического оружия не
имеет положительного заключения государственной экологической
экспертизы, а технико-экономическое обоснование строительства
опытно-промышленного объекта уничтожения отравляющих веществ в
поселке Горный Саратовской области получило отрицательное
заключение. Оно содержит 36 серьезнейших замечаний. Таким
образом, финансирование и строительство этих объектов
противозаконно.
ТРЕТЬЕ. Отсутствует какая-либо проектная документация на
уничтожение или перепрофилирование (в случаях, предусмотренных
Конвенцией) объектов по производству химического оружия.
ЧЕТВЕРТОЕ. Проверка, проведенная Счетной палатой Российской
Федерации (письмо N 01-859/09 от 20 октября 1997 года),
показала, что до настоящего времени не ведутся работы по
подготовке объектов к уничтожению боеприпасов Военно-воздушных
сил и Главного ракетно-артиллерийского управления Минобороны
России в местах их хранения, а также по обеспечению готовности
бывших объектов по производству химического оружия к
международным инспекциям, созданию технологий и технологического
оборудования для уничтожения химического оружия.
ПЯТОЕ. Приборов для контроля за зараженностью новейшими
отравляющими веществами (зарином, зоманом, V-газом) на уровне
ПДК для населенных пунктов, а также для контроля за токсичными
продуктами деструкции ОВ ни в органах государственного
экологического контроля, ни в армии нет.
По официальному сообщению Генерального штаба Вооруженных
Сил Российской Федерации (письмо N 566/10/4940 от 22 августа
1997 года), еще только «разрабатывается целый ряд приборного
оборудования, предназначенного для обнаружения ОВ в воздухе».
Однако заверения о разработке средств контроля за
загрязненностью на уровне ПДК для населенных мест даются уже с
1992 года, что заставляет сомневаться в возможности завершения
ее в ближайшее время.
Минздрав России в настоящее время также не обладает
приборами нужной чувствительности.
Таким образом, в случае ратификации Конвенции уничтожение
химического оружия начнется при полном отсутствии приборов,
способных обнаружить отравляющие вещества в количествах,
превышающих ПДК в десятки и сотни раз. Возможность обнаружения
отравляющих веществ в воздухе только при концентрациях,
превышающих предельно допустимые от 10 до 1000 раз, создает
реальную угрозу жизни и здоровью людей, как занятых на работах с
химическим оружием, так и проживающих в зонах защитных
мероприятий.
ШЕСТОЕ. Отсутствуют методики определения зон заражения в
мирных условиях при физическом разрушении специальных емкостей с
отравляющими веществами и программное обеспечение методов
прогноза чрезвычайных ситуаций на объекте хранения отравляющих
веществ.
СЕДЬМОЕ. Не создана законодательная база, позволяющая
гарантировать конституционные права граждан на охрану здоровья
(статья 41 Конституции Российской Федерации), на благоприятную
окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного здоровью
или имуществу экологическим правонарушением (статья 42
Конституции Российской Федерации). Действующий федеральный закон
«Об уничтожении химического оружия», к сожалению, не решает эту
задачу.
Находящийся в Государственной Думе проект федерального
закона «О социальной защите граждан, занятых на работах с
химическим оружием», внесенный Государственным Советом Чувашской
Республики, горячо поддержан общественными организациями как
Чувашской Республики, так и других регионов. Однако указанный
законопроект в случае его принятия потребует значительных
средств на выплату компенсаций гражданам, что не было учтено при
расчетах стоимости уничтожения химического оружия в России.
Правительство обязано взять на себя обязательства
социальных гарантий населению мест хранения и будущего
уничтожения химического оружия, вплоть до гарантий на отселение
при желании граждан выехать из этих районов, отчего расходы на
реализацию Конвенции значительно возрастут.
Кроме того, до начала уничтожения химического оружия должны
быть рассмотрены варианты мест возможного отселения жителей,
чего они в массовом порядке справедливо требуют (обращение
жителей города Щучье и Щучанского района, которое подписали
более 1350 человек и руководство города и района).
Несмотря на то, что программой уничтожения химического
оружия предусмотрено осуществлять опережающими темпами развитие
инфраструктуры в районах размещения объектов по уничтожению
химического оружия, средства на эти цели практически не
выделяются.
В связи с изложенным заявленная в письме Правительства
Российской Федерации от 22 сентября 1997 года сумма, требуемая
для выполнения программы уничтожения химического оружия, порядка
34 триллионов рублей, не учитывает расходов на международные
инспекции, то есть порядка 6 миллиардов долларов США на 10 лет,
представляется существенно заниженной и требует уточнения. Это
подтверждает и то, что только за один год, прошедший после
утверждения Правительством Российской Федерации федеральной
целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в
Российской Федерации» (постановление N 305 от 21 марта 1996
года), сумма затрат в 17 триллионов рублей удвоилась.
Таким образом, полученные ответы свидетельствуют, что в
настоящее время Россия не только не готова к ратификации
Конвенции по экологическим, экономическим и технологическим
причинам, но и не может по объективным причинам участвовать в
этой дорогой и опасной авантюре, чреватой тяжелыми, если не
катастрофическими последствиями для миллионов россиян.
Конвенцией предусмотрены жесткие сроки уничтожения
химического оружия: уничтожение химического оружия категории 1
должно начаться не позднее чем через 2 года после того, как
настоящая конвенция вступит в силу в данном государстве (пункт 6
статьи V Конвенции), и закончиться не позднее чем через 10 лет,
категории 2 и 3 — не позднее чем через 1 год и завершиться не
позднее чем через 10 лет после ее вступления в силу (часть V
Приложения по осуществлению и проверке, с.123), а планы
уничтожения объекта представляются в Технический секретариат не
позднее, чем за 180 дней до начала уничтожения объекта, то есть
через полгода после ратификации Конвенции.
Невыполнение государством-участником взятых на себя
обязательств влечет за собой применение к нему жестких санкций.
В настоящее время, по данным Счетной палаты и Генерального
Штаба Вооруженных Сил Российской Федерации (письмо N 566/10/4940
от 22 августа 1997 года), недополучение необходимых финансовых
средств для выполнения федеральной целевой программы
«Уничтожение химического оружия в Российской Федерации» привело
к отставанию сроков ее реализации от двух до четырех лет.
Однако в пояснительной записке, представленной
Правительством Российской Федерации, отсутствует какой-либо
анализ возможности соблюдения установленных сроков уничтожения
химического оружия, подтверждения технической и экологической
безопасности выбранных технологий, достаточности и порядка
выделения средств. Отсутствует жесткий график проведения
основных мероприятий по уничтожению химического оружия, выпуска
и передачи соответствующим органам приборов контроля необходимой
чувствительности и так далее.
Сознавая опасность дальнейшего хранения химического оружия
и признавая необходимость его уничтожения, Комитет
Государственной Думы по экологии считает, что Конвенция о
запрещении разработки, производства, накопления и применения
химического оружия и о его уничтожении может и должна быть
ратифицирована только при соблюдении следующих условий.
ПЕРВОЕ. Проведение открытого конкурса технологий по
уничтожению химического оружия и выбора технологии, наиболее
безопасной для здоровья населения и окружающей природной среды.
Проведение в соответствии с Федеральным законом «Об
экологической экспертизе» (статья 11) государственной
экологической экспертизы выбранных технологий.
ВТОРОЕ. Утверждение проектной документации на строительство
объектов по уничтожению химического оружия и по ликвидации или
в случаях, предусмотренных Конвенцией, перепрофилированию
объектов по производству химического оружия при обязательном
наличии положительного заключения государственной экологической
экспертизы.
ТРЕТЬЕ. Начало промышленного (а не опытного) производства
приборов контроля зараженности новейшими фосфорными отравляющими
веществами (зарином, зоманом, V-газом) как воздуха рабочей зоны,
так и атмосферного воздуха населенных мест с чувствительностью
не ниже ПДК.
ЧЕТВЕРТОЕ. Проведение Госкомэкологией России и Минздравом
России экологического и санитарно-гигиенического мониторинга и
контроля не только в зоне защитных мероприятий, но и на
территории объектов по уничтожению химического оружия.
ПЯТОЕ. Принятие Федерального закона «О социальной защите
граждан, занятых на работах с химическим оружием»,
обеспечивающего гарантии социальной защиты не только работающим
на объектах, но и проживающим в зоне защитных мероприятий.
ШЕСТОЕ. Опережающее строительство объектов инфраструктуры,
как это и предусмотрено действующими документами.
СЕДЬМОЕ. Уточнение стоимости выполнения программы
уничтожения химического оружия с учетом всех компенсационных
выплат.
ВОСЬМОЕ. Установление жесткого графика выполнения всех
работ и мероприятий по уничтожению химического оружия.
ДЕВЯТОЕ. Обеспечение полной открытости информации о
состоянии окружающей природной среды и гласности самого процесса
уничтожения химического оружия.
Уважаемые депутаты! Сегодня действительно одно из наших
решений может стать исторической ошибкой — это решение о
ратификации Конвенции. Понятно, что Государственная Дума сейчас
стоит перед выбором одного из двух зол — хранить и серьезно
готовиться к грамотному, а главное безопасному уничтожению
химического оружия либо ратифицировать Конвенцию и
скоропалительно его уничтожать, что чревато прежде всего
порождением тысяч новых ликвидаторов (но уже не чернобыльцев) и
многими экологическими катастрофами, и не только локального
масштаба.
Нельзя в угоду очень сомнительной политической
целесообразности делать заложниками миллионы россиян, ставить
под угрозу их жизнь и здоровье.
* * *
Конвенция о химическом оружии ратифицирована, так что
размахивать руками мы не будем.
В остальном депутат Т.Злотникова абсолютно права и можно
подписаться под каждым ее утверждением.
Для тех, кто за то, чтобы в нашей Государственной Думе по-
прежнему работал Комитет по экологии и чтобы Т.Злотникова
оставалась его председателем и членом Совета Государственной
Думы, есть возможность протестовать против планов изменения
существующего положения.
ФАКС ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ РОССИИ
СЕЛЕЗНЕВА Г.Н. следующий:
292-32-49

Комментарии запрещены.