« Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск »
***********************************************************************************
ПРОБЛЕМЫ ХИМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ — ХИМИЯ И ЖИЗНЬ
***********************************************************************************
Сообщение UCS-INFO.21, 22 июня 1995 г.
***********************************************************************************
Химическое разоружение
ВЕСТИ С ПОЛЕЙ ХИМИЧЕСКОГО РАЗОРУЖЕНИЯ
«Союз за химическую безопасность» направляет очередную информацию по ситуации с химическим оружием в России.
Ниже приводится текст решения Межведомственной комиссии по экологической безопасности Совета Безопасности РФ от 24 января 1995 г. За подписью секретаря СБ О.Лобова этот документ был направлен в Правительство РФ, где и сгинул.
Несмотря на «высокую» марку документа, все официальные инстанции страны проигнорировали принятое решение:
— около 250 профинвалидов, которые чудом выжили после производства химического оружия в годы войны на заводах Чапаевска, Дзержинска, Березников и Волгограда трудами сытого чиновничества Минтруда РФ, Минсоцзащиты РФ и Минздравмедпрома РФ так и не получили ко дню победы заслуженного звания «инвалид Отечественной войны» и причитающихся в связи с этим грошовых льгот;
— несколько тысяч рабочих, производивших зарин, зоман и V-газ в послевоенные годы на заводах Волгограда и Новочебоксарска и получивших хроническое отравление малыми дозами этих отравляющих веществ нервно-паралитического действия, трудами чиновничества Минздравмедпрома так и не стали рассматриваться профбольными и, соответственно, не получают ничтожных добавок к ничтожным пенсиям;
— силами чиновничества Роскомнефтехимпрома, Минздравмедпрома и Минобороны ни один документ, касающийся экологических и медицинских последствий подготовки к химической войне, не рассекречен; в свою очередь и.о.Генерального прокурора за занятостью не заметил, что указанные лица подлежат уголовному преследованию за нарушение ст.7 Закона о государственной тайне;
— ни адмирал Ф.Громов, ни широкие слои адмиральской общественности не представили обществу данных о затоплении химического оружия, которое было осуществлено в 40-70-х годах нашим доблестным военно-морским флотом в морях, омывающих Россию, в зоне ее экономических интересов; поэтому обсуждать экологические последствия этого варварства пока бесполезно;
— ни афгано-чеченский генерал П.Грачев, ни «химический» генерал С.Петров не представили обществу данных о химическом оружии, захороненном на территории бывшего СССР в 30-80-х годах; в связи с этим вопрос об экологических последствиях этого безумия по-прежнему открыт.
Единственное, что солидарно выдавали на-гора чиновники вышеупомянутых министерств и ведомств, это плач о деньгах, хотя решение всех указанных вопросов требовало лишь выполнения ими профессиональных обязанностей. Таким образом, мы имеем дело с игнорированием насущных дел по химическому разоружению, осуществляемым с особым цинизмом.
Л.Федоров, 22 июня 1995 г.
Совет Безопасности Российской Федерации
Межведомственная комиссия по экологической безопасности
РЕШЕНИЕ от 24 января 1995, N 14
«Обеспечение экологической безопасности мест прошлого производства и хранения, а также планируемого уничтожения химического оружия»
Проблема последствий воздействия существовавшего в бывшем СССР производства химического оружия на человека и окружающую природную среду остается без должного внимания.
Закрытость информации о прошлых местах производства и захоронения химического оружия не позволяет объективно оценить его влияние и ведет к росту социальной напряженности.
Отсутствует законодательная и нормативная база по проблемам конверсии бывших производств химического оружия и по его уничтожению, отсутствуют как концепция, так и программа уничтожения химического оружия.
Межведомственная комиссия Совета Безопасности Российской Федерации по экологической безопасности считает необходимым:
1. Просить Правительство Российской Федерации рассмотреть следующие вопросы:
— о создании в 1995-1996 гг. Регистра потенциально опасных для населения и окружающей среды мест прошлого производства, хранения, захоронения (в том числе затопления) и уничтожения химического оружия на территории России;
— о рассекречивании экологической и медицинской информации, относящейся к производству, хранению, захоронению, затоплению и уничтожению химического оружия;
— об организации и осуществлении экологического мониторинга мест прошлого производства, хранения, захоронения и затопления химического оружия.
2. Госсанэпиднадзору России, Федеральному управлению медико-биологических и экстремальных проблем при Минздравмедпроме России, Роскомхимнефтепрому с участием заинтересованных министерств и ведомств до 1997 года разработать и утвердить недостающие гигиенические нормативы, связанные с проведением работ с фосфорорганическими отравляющими веществами и ипритом, а также гигиенические стандарты продуктов трансформации отравляющих веществ в окружающей среде (включая материалы строительных конструкций).
3. Роскомхимнефтепрому, Комитету по конвенциальным проблемам химического и биологического оружия при Президенте Российской Федерации провести в 1995 г.:
— контрольных обследования объектов по производству иприта, люизита, адамсита, снаряжения ими боеприпасов,а также известных мест прошлого захоронения;
— опытно-конструкторские работы по технологии дегазации и детоксикации оборудования, почвы и строительных конструкций, опробование этих технологий в промышленных условиях и подготовку исходных данных для проектирования;
— работы по оценке технического состояния и определению прогнозируемого ресурса эксплуатации стационарных емкостей, в которых хранится иприт и люизит.
4. Минобороны России, Роскомхимнефтепрому совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами предусмотреть в проекте Федеральной программы уничтожения запасов химического оружия раздел по обеспечению экологической безопасности мест прошлого производства и хранения, а также планируемого уничтожения химического оружия.
5. РАН, Минобороны России, Минатому России, Миннауки России, Госкомоборонпрому России, Роскомхимнефтепрому, Росгидромету интенсифицировать исследования поведения продуктов распада отравляющих веществ, уничтоженных и захороненных в воде и других средах.
6. Минздравмедпрому России в 1995 г. установить критерии отнесения пострадавших лиц, участвовавших в производстве и уничтожении химического оружия, к профбольным и профинвалидам (с учетом возможности хронического отравления малыми дозами фосфорорганических веществ), а также организовать приоритетное лечение пострадавших.
7. Минздравмедпрому России, Минтруда России и Минсоцзащиты России рассмотреть вопрос о возможности отнесения профинвалидов и участников производства иприта и люизита в годы Великой Отечественной войны (ВОВ) к инвалидам и участникам ВОВ.
8. Просить Комитет по обороне и Комитет по экологии Государственной Думы Российской Федерации включить в проекты законодательных актов по проблемам уничтожения и конверсии производств химического оружия специальные разделы по экологической безопасности мест прошлого производства, хранения и захоронения и планируемого уничтожения химического оружия, а также по социальной защите граждан, связанных с производством и прошлым уничтожением химического оружия и постоянно проживающих в зоне проведения работ.
Председатель МВК А.В.Яблоков