UCS-INFO.251

« Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск »

*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
* Сообщение UCS-INFO.251, 12 апреля 1998 г. *
*******************************************************************
К дню химической безопасности
28 апреля 1998 г.

РАКЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЩЕСТВО
(ракетчики вспомнили о своем долге перед страной?)

ПРОТОКОЛ
совещания Рабочей группы по рассмотрению вопросов,
связанных с экологической оценкой и реабилитацией
районов падения отделяющихся частей ракет-носителей
(г.Москва, Госкомэкология России, 15 июля 1997 г.)

ПРИСУТСТВОВАЛИ
От Госкомэкологии России — В.В.Куценко, Н.М.Васильченко,
Н.В.Нефедьев, М.И.Буянов, А.Н.Степанов, А.Н.Прохоров,
А.А.Кирьянов.
От Минобороны России — В.В.Самброс, Е.А.Рогачев,
А.М.Полуаршинов (ВКС), С.В.Синиченко (РВСН).
От субъектов Российской Федерации — Г.Г.Кильчичаков (Рес-
публика Алтай), А.А.Воропаева (Амурская область), А.А.Шушка-
нов, П.И.Сидоров, А.Г.Соловьев, В.А.Спиридонов (Архангельская
область), Е.Ю.Изъюров (Республика Коми), Ю.М.Мальцев (Красно-
ярский край), В.Ю.Александров (Новосибирская область), Р.Н.Ко-
пылов (Республика Саха-Якутия), Н.А.Цехановская (Томская об-
ласть), Б.Б.Бирилей (Республика Тыва), И.И.Вишневецкий
(Республика Хакасия), Т.Н.Шевелева (Ханты-Мансийский автоном-
ный округ).
От научных организаций — А.М.Карелов, В.В.Николаев (НИЦ
«Экобезопасность»), А.Б.Бушмарин (РНЦ «Прикладная химия»),
У.В.Уборский (АО «Транс-РЭС»).

ОБСУДИЛИ
1. О договорах между субъектами Российской Федерации,
имеющими на своей территории районы падения отделяющихся час-
тей ракет-носителей, и Министерством обороны Российской Феде-
рации (выступили — Нефедьев, Копылов, Шушканов, Вишневецкий,
Куценко, Самброс, Александров, Васильченко, Цехановская, Буш-
марин, Бирилей, Сидоров, Мальцев, Уборский, Прохоров).
В ходе обсуждения подчеркнута настоятельная необходимость
заключения упомянутых договоров как правового документа, опре-
деляющего обязанности и функции сторон, высказан ряд замеча-
ний к типовому договору, которые могут вноситься исполнитель-
ными органами субъектов Российской Федерации в зависимости от
конкретных условий. Отмечена недостаточная подготовленность
методической базы по экоаналитическому контролю токсичных ком-
понентов ракетного топлива в окружающей природной среде.
2. Экономический механизм возмещения вреда, причиняемого
окружающей природной среде в результате ракетно-космической
деятельности (выступили — Карелов, Уборский, Куценко, Нефедь-
ев, Вишневецкий, Сидоров).
В ходе обсуждения отмечено, что подготовка пакета норма-
тивно-правовых и нормативно-методических документов, определя-
ющих порядок платежей за загрязнение окружающей природной
среды и возмещение экологического ущерба в сухопутных районах
падения отделяющихся частей ракет и ракет-носителей, является
одним из ключевых вопросов урегулирования спорных вопросов
между администрациями соответствующих субъектов и Минобороны
России. Предложено осуществлять финансирование разработки и
апробации данных документов на долевой основе.

РЕШИЛИ
1. По вопросу «О договорах об эпизодическом использовании
районов падения отделяющихся частей ракет и ракет-носителей
между субъектами Российской Федерации и Минобороны России»
1.1. Принять к сведению информацию о ходе подготовки ти-
пового договора об эпизодическом использовании районов паде-
ния отделяющихся частей ракет и ракет-носителей между адми-
нистрацией субъекта Россиийской Федерации и Минобороны России.
1.2. Рекомендовать использовать проект договора «Об эпи-
зодическом использовании районов падения отделяющихся частей
ракет и ракет-носителей, разработанный Минобороны России сов-
местно с Архангельскприродой, в качестве типового договора,
заключаемого администрациями субъектов Российской Федерации и
Минобороны России.
1.3. Отметить необходимость подготовки методической базы
по экоаналитическому контролю токсичных компонентов ракетного
топлива в объектах окружающей среды (на уровне ПДК) с учетом
наработок РНЦ «Прикладная химия», Института биофизики Феде-
рального управления медико-биологических и экстремальных проб-
лем при Минздраве России, НПО «Вектор-Экоцентр», а также необ-
ходимость аттестации методик, разработок государственных
стандартных образцов (ГСО), создания сети аккредитованных ла-
бораторий.
1.4. Отметить обязательность представления на государс-
твенную экологическую экспертизу материалов по эксплуатируемым
ракетам-носителям.
1.5. Рекомендовать Минобороны России представить в уста-
новленном порядке материалы по космодрому «Свободный» на госу-
дарственную экологическую экспертизу.
2. По вопросу «Экономический механизм возмещения вреда,
причиняемого окружающей природной среде в районах падения от-
деляющихся частей ракет и ракет-ностителей».
2.1. Рекомендовать Госкомэкологии России:
2.1.1. В 1997 г. разработать необходимые нормативно-
правовые и нормативно-методические документы, определяющие по-
рядок платежей за загрязнения окружающей среды и возмещение
экологического ущерба в сухопутных районах падения отделяющих-
ся частей ракет и ракет-носителей;
2.1.2. Совместно с Минобороны России в 1998 г. осу-
ществить экспериментальную отработку всего комплекса норматив-
но-правовой и нормативно-методической документации примени-
тельно к территориям конкретных субъектов Российской
Федерации, а также провести его согласование с заинтересован-
ными министерствами и ведомствами и, при необходимости, внести
в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.
2.2. Определить головным исполнителем работ по теме НИЦ
«Экобезопасность» Госкомэкологии России.
2.3. При определении источников финансирования:
2.3.1. Считать, что финансовые средства в размере 50
миллионов рублей, выделяемые в 1997 г. НИЦ «Экобезопасность»
из госбюджетных ассигнований по годовому плану НИОКР Госкомэ-
кологии России, являются федеральным взносом на проведение на-
учно-исследовательной работы по п.2.1.1.
2.3.2. Просить администрации соответствующих субъек-
тов Российской Федерации совместно с территориальными органами
Госкомэкологии России рассмотреть вопрос долевого финансирова-
ния в 1997-1998 гг. работ по пп.2.1.1 и 2.1.2 из средств реги-
ональных экологических фондов в размере от 30 миллионов рублей
от одного субъекта Федерации.
3. Следующее совещание Рабочей группы провести в 1 квар-
тале 1998 г. (место проведения уточняется).
* * *
Вот так и живем.
Именно сегодня, в день торжеств по случаю полета первого
человека в космос, нам всем полезно понять, что
а) экология ракетной деятельности Минобороны устроена так
хитро, что Минобороны ни за что не отвечает ни перед природой,
ни перед людьми (есть лишь так называемые экологические войска
Минобороны, о бесполезной деятельности которых самое время
вспомнить);
б) федеральная проблема, каковой является ракетная деятель-
ность Министерства обороны, устроена не менее хитро — платить
за текущие расходы по федеральной проблеме, похоже, придется
регионам;
в) государство, наконец, начало говорить об ущербе для окру-
жающей среды ракетной деятельности Минобороны России (оставив,
правда, в окружающей среде лишь природу и исключив человека);
г) методик измерения токсичных компонентов ракетного топлива
в объектах окружающей природной среды никогда не было и нет
(есть лишь РНЦ «Прикладная химия» и московский Институт биофи-
зики, которые за стеной секретности в течение почти полувека
расслабились настолько, что так и не сподобились создать эти
самые методики — и уже не создадут никогда; во всяком случае
веры их прошлым «измерениям» уже не будет).
Утром 12 апреля 1961 г. в 10.00 я начал слушать лекцию
Президента Академии наук СССР П.Н.Несмеянова. Ему еле-еле уда-
лось удержать нас, студентов-второкурсников, на месте из-за
впорхнувшей в аудиторию вести о начале полета Ю.А.Гагарина.
В перерыве лаборанту пришлось отхаживать Президента — так
он разволновался.
Теперь нам придется отхаживать всю страну — таков итог
хищнической деятельности армии-защитницы.

Комментарии запрещены.