« Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск »
*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
* Сообщение UCS-INFO.265, 21 мая 1998 г. *
*******************************************************************
Экологическая правозащита
ПОЧЕМУ ГОСБЕЗОПАСНОСТЬ ГОНЯЕТСЯ ЗА ГРИГОРИЕМ ПАСЬКО
(журналисты из Санкт-Петербурга Татьяна Артемова и Виктор
Терешкин перечитали заново статьи подследственного)
I. ФРОНТ, КОТОРЫЙ ПОЧТИ НЕ ВИДЕН (КАК МУТАНТ МУТАНТУ ГОВОРЮ)
«Как стало известно из кругов, приближенных к специалистам-
экологам, на ТОФ подготовлен доклад по экологии (с грифом «Секретно».
Комментируя этот гриф, один из офицеров сказал: «ЕСЛИ ЭТО
РАССЕКРЕТИТЬ, ТО НАРОД ПОЙДЕТ С ОРУЖИЕМ НА ВОЕННЫХ». Мои попытки
узнать что-либо о тех, кто готовил этот доклад, ни к чему не привели:
я натыкался на стену полнейшего молчания. Все кивали в сторону
командующего флотом или начальника штаба. С последним у нас состоялся
телефонный разговор. Вице-адмирал О.Фалеев подтвердил существование
доклада. Однако сообщил, что подготовлен он по приказанию Главного
штаба ВМФ и только по его указанию может быть рассекречен. (…)
Утечка засекреченной информации уже не раз становилась поперек
горла некоторым ведомствам. (…) Тех, кто пишет об экологии, ожидают
постоянные столкновения с пресловутой секретностью».
(«Удивительное рядом, но оно запрещено. Субъективные
заметки об экологии и секретности», газета «Боевая
вахта», 16 июня 1993 г.)
«2 апреля японская газета «Асахи симбун» со ссылкой на
«Гринпис» сообщила дополнительные сведения о сбросах радиоактивных
отходов в дальневосточные моря. В частности, говорится, что районов
сброса в зоне действия Тихоокеанского флота десять. Самый большой
сброс был в районе д7 (юго-восток Камчатки). Всего же на Тихоокеанском
флоте было сброшено 6863 контейнеров с твердыми отходами и затоплено
38 кораблей.
Переживания японцев по поводу загрязнения Японского моря лично
мне очень понятны. Непонятна молчаливая позиция краевого управления
природопользования, краевой СЭС, Госатомнадзора, военных специалистов.
Впрочем, последние утверждают — поводов для беспокойства нет. Может,
оно и так. А может, и нет. Известно, что система наблюдения и контроля
за ситуацией в районах захоронения радиоактивных отходов (в том числе
высокоактивных) практически отсутствует. Непосредственно в районах
затопления контроль не проводился в течение более 20 лет, специальная
экспедиция назначена только на нынешнее лето…. Справиться с
копившимися десятилетиями радиоактивными отходами без денег
невозможно. Все выводы и предложения докладывались лично Б.Ельцину, не
говоря уж о многочисленных инстанциях и комиссиях. Воз и ныне там».
(«Ядерные отходы угрожают всем нам», газета
«Владивосток», 20 апреля 1993 г.)
«Вы сегодня какую воду пили: десять в минус двенадцатой
степени или десять в минус восьмой? Это не шутка. Ибо воду и даже пиво
местного разлива в Приморье скоро можно будет измерять радионуклидными
степенями. Скандал вокруг слива жидких радиоактивных отходов в
Японское море утих так же быстро, как и разгорелся. Увы, отходов
меньше от этого не стало. Согласно данным специалистов, нигде до сих
пор не обнародованным, уже сегодня планируется «до ввода мощностей»
сбрасывать в море 2700 кубических метров жидких РАО (радиоактивных
отходов) в Приморье и 1500 кубометров на Камчатке. Поскольку сброс в
Японское море запрещен (в очередной раз!) то танкер ТНТ-2, сливавший
последним ЖРО (жидких радиоактивных отходов) в море, застыл, как
корабль «Император», возле пирса завода «Звезда» в г.Большой Камень,
имея на борту около 800 кубов жидкой радиоактивной грязи.
Пока политики, спецы и военные будут решать, сбрасывать ЖРО
или нет, ТНТ-27 может последовать примеру своего собрата ТНТ-5: дать
течь корпуса в нескольких местах. И тогда «светящаяся водичка»
польется в близлежащую бухту. А там, как знать, не попадет ли она в
местное «Жигулевское» или местную «Русскую»?
«Сливали и сливать будем. На том стоял и стоять будет ТОФ!».
Приблизительно так могут нынче ответить на вопрос об очередном сбросе
ЖРО специалисты ВМФ. И будут по-своему правы. Ибо сегодня, как решил
совсем недавно на своем заседании военный совет ТОФ совместно с
представителями природоохранных органов Приморского края, флоту срочно
нужны: а) специализированные танкеры; б) плавучие технические базы для
перезарядки ядерных реакторов атомных подводных лодок; в) подъездные
пути для вывоза отработанного ядерного топлива с береговой технической
базы; г) ассигнования для реализации постановления Совета Министров и
правительства РФ от 14 августа 1993 года «О первоочередных работах в
области обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными
материалами». А пока суть да дело, точнее — бездеятельность, военные
вкупе с гражданскими решили предложить президенту Борису Ельцину
«согласовать вопрос о районах и порядке захоронения жидких
малоактивных отходов».
Правда, японцы снова занервничают, дескать, мы и экспедицию
совместную по изучению районов сбросов затеяли за свой счет провести в
январе 1994 года. Да ну их. Денег все равно не дают, только обещают.
Вот мы и пообещаем, что все будет в ажуре, а сами, как бывало не раз,
втихаря выйдем и снова сольем.
И плевать, что не у японских берегов, а у наших. И плевать,
что не их, а наша рыба-дура заглотит всякую радиоактивную дрянь.
Мы и так с 1917 года мутанты. И что для нас после этого
десятком рентген больше ?»
(«Как мутант мутанту говорю…», газета
«Владивосток», 15 декабря 1993 г.)
«А сенсации никакой не было. Это было для флота заурядное
событие. Впрочем, если рассматривать его с точки зрения чисто
журналистской… Да, представитель прессы был на этом, ранее жутко
секретном задании впервые за всю историю флота. Впервые же столь
пристальному вниманию «Гринписа» подвергался и технический танкер
ТНТ-27, сливавший жидкие радиоактивные отходы. Если учесть еще
«несколько», то в сумме, возможно, обычное спецзадание и потянет на
сенсацию.
… Постоянный читатель «Боевой вахты» помнит, наверное,
серию публикаций «Когда тайное становится явным». В одной статье
говорилось о том, что рано или поздно очередной слив ЖРО в Японское
море состоится, несмотря на существующие запреты…. Нужно было лишь
разрешение. Таковое появилось 24 сентября 94 года и выдало его
Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов,
возглавляемое Виктором ДаниловымДаниляном.(…)
Вечером 19 октября «Вести» сообщили, что Токио объявил о своем
решении выразить России официальный протест в связи со сбросом в море
900 тонн жидких радиоактивных отходов в 150 километрах к югу от
Находки…. Между прочим, в «Белой книге», опубликованной Россией еще
в начале этого года, указывалось, что в сложившейся ситуации Россия
ВЫНУЖДЕНА сливать ЖРО в море. Старый ТНТ-27 до больших глубин Тихого
океана вряд ли дойдет. Других же танкеров, пригодных для сливов, у
России попросту нет.»
(«В эпицентре «сенсации». Наш корреспондент Григорий
Пасько выходил в море на ТНТ-27, сливавшем жидкие
радиоактивные отходы», газета «Боевая вахта»,
23 октября 1993 г.)
«В ночь с 14 на 15 июня на ТНТ-27 повесился член экипажа -
некто П. Он не просто ушел из жизни по личным причинам таким-вот
способом, а оставил записку, содержание которой сводится к тому, что
куда ни кинь — всюду радиация. ТНТ — 27 последний танкер, сливший
жидкие радиоактивные отходы в Японское море в прошлом году.
Местная прокуратура решила, что дело не стоит выеденного яйца.
Иначе подумали в радиологической лаборатории завода «Звезда», на чьей
территории базируется злополучный ТНТ — 27. Специалисты проверили
танкер на «радиоактивную вшивость» и пришли к выводу, что посудина эта
местами «фонит» очень сильно. Поэтому директор завода послал и.о.
командующего ТОФ вице-адмиралу Игорю Хмельнову письмо с требованием
немедленно убрать из залива Большой Камень радиоактивный танкер».
(«Член экипажа танкера, сливавшего радиоактивные
отходы в море, в знак протеста повесился»,
газета «Боевая вахта» 28 июня 1994 г.)
II. РЕПЕТИЦИЯ КОНЦА СВЕТА
«В тот день на судоремонтном заводе во время перезагрузки
активной зоны по вине обслуживающего персонала произошел взрыв
реактора на атомной подводной лодке К-431.(…) Десять человек
обслуживающего персонала погибли на месте. По неофициальным данным
(других пока нет) во время ликвидаций последствий аварии тысячи
человек получили дозы радиоактивного облучения в диапазоне от 2 до 140
бэр(…) Жители Приморья имеют полное право знать все о трагедии
12-летней давности. И это не праздное любопытство. У нас под боком
постоянно пугающий нас угрозами последствий невыплаты зарплаты завод
по ремонту атомных подлодок «Звезда». А несколько месяцев назад на
Камчатке прямо у пирса затонул списанный атомоход».
(«Приморский Чернобыль. Истинные последствия взрыва
атомной подлодки в поселке Чажма неизвестны до сих
пор», газета «Боевая вахта»,12 августа 1997 г.)
«Если в «застойные» годы Тихоокеанский флот топил в Японском
море ежегодно в среднем от 70 до 120 тонн боеприпасов, то в 1992 году
эта цифра составила около 1.000 тонн. Утилизация боеприпасов на ТОФ
методом затопления продолжается и поныне. в 1996 году планируется
сбросить в многострадальное Японское море несколько тысяч тонн
снарядов и мин.
«Оригинальным» методом утилизации БП были названы взрывы
арсеналов на Тихоокеанском флоте в 1992 году (14 мая во Владивостоке)
и в 1994 году (14 мая- это не опечатка, а роковое совпадение — в
п.Новонежино Приморского края). До этих случаев были известны взрывы
складов реактивных снарядов в 80-е годы под Читой, на Северном флоте и
на ТОФ (в районе п.Шкотово). О количестве утилизируемых таким образом
боеприпасов можно судить хотя бы по такой цифре: в первый только день
взрывов на арсенал во Владивостоке в воздух взлетело около 240 вагонов
артиллерийских снарядов, мин, порохов, гранат и боеприпасов к
стрелковому оружию. Рвалось все это хозяйство, раскинувшееся в черте
Владивостока на площади 400 гектаров, больше трех суток. (Интересно
то, что спустя четыре года на этом арсенале до сих пор слышны взрывы:
продолжается плановый подрыв поврежденных боеприпасов. Хотя есть куча
бумажных решений о передислокации арсенала, склады до сих пор остаются
на месте и при случае снова могут повторить репетицию конца света по
сценарию 1992 года.)»
(«Езда по бездорожью или Проблемы утилизации»,
газета «Боевая вахта», 6 июля 1996 г.)
III. АРМИЯ — ЛЮБИМОЕ ДИТЯ СТРАНЫ И МОЖЕТ НАБИТЬ МОРДУ
ЛЮБОМУ, КТО С ЭТИМ НЕ СОГЛАСЕН
«В далеком 1987 году флот проводил учения, в которых были
задействованы несколько сотен кораблей различных классов.(…) Когда «
закрывался» район стрельб и интенсивность боевых упражнений была очень
высокой, тогда даже бывшие вероятные противники не рисковали соваться
близко: могли и зашибить нечаянно.
Весной этого года Тихоокеанский флот тоже вышел на учения. Еле
наскребли три десятка кораблей. Еле накопили топливо для них. Наши
вероятные друзья уже не стесняясь бороздили нейтральные глубины и
воздушные просторы над районом учения, отслеживая действия наших сил.»
(«Быть слабым не пристало», «Конкурент», 6 июля 1996 года). «Издавна
аббревиатура ТОФ расшифровывалась моряками как «тот флот». Наряду с
Балтийским (КБФ — «когда-то был флот) и Северным (СФ — «свой флот»).
Тихоокеанский был самым большим, действительно «тем» еще флотом:
который моря и океаны бороздил от Певека до Дахлака (есть такой остров
у берегов Африки).
Сегодня ТОФ — уже не «тот флот». По мнению одного из офицеров
управления боевой подготовки, из всех надводных кораблей, еще
способных плавать, в лучшем случае наберется одна полноценная дивизия.
(… )
Именно из-за неразвитой инфрастуктуры специалисты
категорически против того, чтобы в следующем году на флот прибыл
атомный ракетный крейсер «Петр Великий». В противном случае его ждет
печальная участь списанных «на гвозди» авианесущих крейсеров «Минск» и
«Новороссийск», бездействующего атомного ракетного крейсера «Фрунзе» и
разведывательного корабля «Урал».(…)
Между тем флот неумолимо сокращается. Объединения превращаются
в соединения. Соединения — в части, а части просто исчезают с лица
земли (…)»
(«Крейсер «Петр Великий» на Тихом океане не нужен. Его
не смогут содержать», «Боевая вахта», 6 мая 1996 г.).
«Известно, что «Минск» вступил в строй в 1978 году, а
«Новороссийск» в 1982-м. Если первый совершил четыре (включая переход
на ТОФ) дальних похода, то второй — ни одного. Последние годы перед
списанием оба крейсера торчали на рейде. Специалисты объясняют это
тем, что на ТОФ не была создана необходимая инфраструктура для
содержания подобного класса кораблей. Однако некоторые специалисты
полагают- и полагали,- что строительство в СССР авианесущих крейсеров
изначально было ошибкой. Так, адмирал Н.Амелько в 1991 году писал в
одной из статей: «Строительство авианосцев — это авантюра. Они не
соответствуют заявленной нами «военной оборонительной доктрине».(…)
То ли прав был Н.Амелько, то ли развал Союза помог решить этот
старый вопрос «нужны — не нужны», но как бы там ни было, а сегодня у
России остался один лишь «Адмирал Флота Советского Союза
Кузнецов» (бывший «Тбилиси»). «Ульяновск» разобран в 1992 году. «Варяг»
законсервирован в Николаеве. «Адмирал флота Советского Союза Горшков»
(бывший «Баку») будет продан Индии. «Киев», «Минск» и «Новороссийск» -
списаны в 1993 году.
Американские авианосцы по 30-40 лет океаны бороздят, а наши
умерли, не дожив до совершеннолетия. Если бы крейсера эти умели
разговаривать, они , наверное, многое сказали бы тем, кто довел их до
нынешнего состояния.»
(«В краю несбывшихся надежд»).
IV. ТАНКИ ВЗАД НЕ ХОДЯТ
«Печально, что ни на бывшем большом, ни на нынешнем
сокращенном флоте так и не научились ценить профессионалов. (…) Зато
вот недостатка в адмиралах флот по-прежнему не испытывает. Как заметил
один офицер, полсотни генералов и адмиралов на ТОФ — это больше, чем
действующих кораблей. И снова можно удивляться: как это при стольких
нерешенных проблемах ответственные за их решение люди независимо от
результатов своей работы получают все новые высокие звания и
должности?
Недавно флотская газета устами командующего адмирала Игоря
Хмельнова радостно сообщила , что на флоте имеется план юбилейных
мероприятий, освященных 300-летию ВМФ. Нет сомнений, что план будет
выполнен. Как был недавно выполнен план празднования во Владивостоке
50-летия окончания Второй мировой войны, «сожравший» десятки миллионов
рублей. В то же время флот не мог провести важную ракетную стрельбу
из-за отсутствия денег.
И еще одна интересная деталь: чем меньше на флоте действующих
кораблей, тем больше открывают памятников, памятных знаков, монументов
да постаментов. Наверняка в честь 300-летия ВМФ появится еще один. И,
возможно открывать его будет не просто командующий флотом адмирал
Хмельнов, а уже главком ВМФ России адмирал Хмельнов.»
(«Крейсер «Петр Великий» на Тихом океане не нужен. Его не
смогут содержать», газета «Боевая вахта», 6 мая 1996 г.).
«Адмиральский (как, впрочем, и генеральский) состав в нашей
стране устроен так, что лишь большой скандал (вроде трагедии на о.
Русский или коррупции в некоторых военных округах) может повлиять на
прохождение службы того или иного начальника. А если подобного не
происходит, то путь человека в погонах с большими звездами пролегает
мимо терний к звездам еще большим. Главное, выражаясь их языком,
«попасть в обойму». А дальше, как правило, один путь — вперед и
наверх. Ибо, выражаясь опять-таки языком военных, «танк взад не
ходит».
(«Адмиральский пасьянс», газета «Тихий океан» 15 мая 1993 г.).
«Нынче Макаровых нет. Более того, по мнению некоторых
компетентных людей, у нас выросло целое поколение адмиралов,
получивших «мухи» на погоны за своевременные рапорты, доклады,
покраски, отсутствие «чэпэ», паркетную лояльность и преуспеяние в
«дворцовых» играх. Учений типа «Океан» на их долю, увы, не досталось.
Даже учения масштабом поменьше не проводятся.
В 1993 году в России было 2238 генералов. В мае прошлого года
их стало на 80 больше. Таким образом, на одного генерала у нас нынче
приходится 160 офицеров и 560 рядовых.»
(«Растет поголовье паркетных генералов», 11 февраля 1995 г.)
V. МЫ ИМ МНОГОЕ НЕ СКАЖЕМ ИЗ ТОГО, ЧТО ОНИ И САМИ ПРЕКРАСНО ЗНАЮТ
«Гринпис» опубликовал новый перечень аварий на подводных
лодках ВМФ России….Хорошо если бы главный штурман ВМФ России
контр-адмирал Валерий Алексин, по долгу службы отвечающий за
аварийность на флоте, взялся снова за перо. В спорах рождается истина.
А она необходима. В первую очередь тем, кто так или иначе пострадал в
авариях, особенно на атомных подводных лодках. Ведь долгие годы многие
члены экипажей аварийных лодок не получали льгот, равноценных, к
примеру, тем, что появились на свет вместе с Законом РФ «О социальной
защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС» (…).
В 1993 году вышел, наконец, приказ министра обороны России
д 148 с таким названием: «О мерах по обеспечению социальной защиты
личного состава ВС РФ и граждан, уволенных с военной службы,
непосредственно участвовавших в испытаниях ядерного оружия, боевых
радиоактивных веществ и учениях с применением такого оружия, в
ликвидации радиационных аварий на военных объектов, в сборке ядерных
зарядов и в работах по сбору и захоронению радиоактивных веществ».
(…)
Итак, если есть приказ и нужные списки, значит, как минимум, у
главного штаба ВМФ России должны быть и списки ВСЕХ аварий и
катастроф, связанных с ядерным оружием и радиоактивными
веществами.(…) Сокрытие от общественности аварий и их причин, судя
по публикациям товарища контр-адмирала Алексина, это, цитирую,
«абсурд, так как сейчас у нас ничто и ни от кого скрыть невозможно».
Здесь, правда, сам собой возникает вопрос: если невозможно — да и
зачем? — скрывать, то почему «Сборники описаний характерных аварий
кораблей и судов ВМФ», на которые, кстати, и ссылается иногда Валерий
Алексин, до сих пор остаются секретными?
Зная любовь военных ко всякого рода секретности (за ту,
которая в необходимых и разумных пределах и не вредит здоровью народа
и моему, значит, тоже — я целиком «за»), можно предположить, что
список ВСЕХ аварий мы увидим не скоро».
(«Список Хэндлера», газета «Родное Приморье»,
21 февраля 1995 г.).
«Московская комиссия, побывавшая в начале июня с.г. на
флоте, отметила, что шесть месяцев текущего года в сравнении с
соответствующим периодом прошлого года количество преступлений
увеличилось на 14 процентов, уклонений от военной службы — на 9,3
процента, искривлений дисциплинарной практики — в 3,5 раза, бесчинств
в отношении местного населения — на 66,7 процента. Только в одном
объединении атомных подводных лодок за полгода 146 военнослужащих
получили различные травмы, 25 процентов из которых на почве неуставных
отношений.(…)
На празднование дня ВМФ во Владивостоке Москва любезно
разрешила Тихоокеанскому флоту использовать миллиард рублей. По
скромным прикидкам необходимо втрое больше. Тем не менее, не удивлюсь,
если и они найдутся. И ерунда, что офицерам по несколько месяцев не
платят зарплату, что сотни бесквартирных мыкаются, потеряв надежду
приобрести жилье, что нет средств завезти топливо и продукты в
отдаленные гарнизоны, что нет денег на обеспечение плановой боевой
подготовки — той самой, которая является показателем «профпригодности»
флота…
Выходит, что главное — не ударить лицом в грязь перед миром и
иноземными гостями, коих через неделю во Владивостоке будет аж из
четырех стран.
И мы покажем им блеск мишуры водно-спортивного праздника,
выставку устаревшего оружия и обилие застолий.
Мы покажем им расцвеченные флагами боевые корабли на рейде
Амурского залива. Но мы, конечно же, не скажем им, что как минимум
треть из них воевать не способна и становилась в парадный строй при
помощи буксиров.
Мы им многое не скажем из того, что они сами прекрасно знают.»
(«Не к праздничному столу будет сказано», 20 июня 1996 г.).
«Чтобы что-то не разгласить, надо это что-то по меньшей мере
знать. Так вот, если вы реалист, вы попытаетесь найти Закон о
государственной и военной тайне. А его-то как раз и нету. Лучше быть
оптимистом: нет закона? Ну и Бог с ним. Жили без него столько лет и
еще проживем.
Впрочем, неуютно как-то без него. Особенно нашему брату,
журналисту(…) Иностранцы, сами знаете, так и норовят все про нас
разнюхать. А мы подчас и не подозреваем, что кое-что знаем. Потому что
привыкли ничего не знать. За нас все знали те, кому положено.(…)
Как-то лет десять назад в одном из отдаленных поселков
Хабаровского края мое внимание привлекла табличка на автобусной
остановке. Обычный кусок жестянки желтого цвета, на котором было
написано «41-й ап». Видя мое недоумение одна старушка любезно
подсказала: «Сорок первый авиационный полк». Эта же старушка поведала,
как доехать к месту моей курсантской стажировки. При этом она с
точностью до метра перечислила места дислокации всех воинских частей
того региона.
Тогда я впервые задумался о нашей пресловутой секретности. Те,
кто носил военную форму (да и только ли они!) , хорошо знакомы с
«секретными чемоданами» и «секретными тетрадями», «секретными ТТД»
автомата Калашникова или пистолета Макарова. Это ничего, что с нашими
«АКМ-ами» чуть ли не полмира воюет и что секреты макаровского
пистолета и даром никому не нужны. Но…существовали секретные приказы
по-секретному относиться ко всему, что хоть каким-то образом можно
было засекретить. Прошло десятилетие. Приказы те не отменены. Они, как
каркасы сгнивших парусников, гордо возвышаются над молодыми побегами
нашей гласности.(…)
Что ж удивляться не приходится, ведь нерассекреченными
продолжают оставаться документы, датированные сороковыми годами. Читая
их названия, невольно думаешь: это же до какой степени тревога тех
военных лет въелась в сознание людей, что они до сих пор не решаются
снять грифы с технических данных немецких акустических и магнитных
мин. Да что там мин! До недавних пор была засекречена организация
медслужбы армий стран НАТО. От кого секретили?»
(«Кое-что о наших секретах», газета «Владивосток»,
12 июня 1991 г.).
VI. ТЕХНОЛОГИЯ ШПИОНАЖА
«Вам хочется про армию написать? И даже не негативщину?
Милости просим… Далее открывается документ 1976 года рождения, в
котором сказано, что допуск в части и на корабли корреспондентов,
художников и прочих творческих личностей «производятся по ходатайству
заинтересованных организаций с разрешения главнокомандующих,
начальников штабов видов Вооруженных Сил и их первых заместителей,
командующих родами войск, начальников главных и центральных управлений
МО СССР, командующих флотами…Вот такая епархия. И если не все ее
инстанции надо пройти журналисту, то многие — это точно. Но будь у вас
разрешение за подписью самого Президента страны о допуске на
какую-нибудь береговую базу (даже не на атомоход), вас все равно
ознакомят с жизнью матросов и офицеров «только в пределах сведений,
разрешенных к опубликованию в открытой печати.»
(«Кое-что о наших секретах», газета
«Владивосток», 12 июня 1991 г.).
«Как прошли эти ребята на территорию части? Трудно ли это?
Я решил провести эксперимент. Подойдя на следующий день к забору,
увидел щит с надписью «Объект МО». Разрешено применение оружия без
предупреждения». Несмотря на это строгое предписание, я полез в дырку
в заборе, ибо нет заборов без дыр. В известной степени я рисковал.
Точнее, мне была известна та степень, в которой я рисковал. А еще
точнее — я не рисковал вовсе: пацаны проникли, вооруженной охраны
нигде замечено не было. Да и откуда ей взяться при острой нехватке
людей?»
(«В краю несбывшихся надежд») .
«…В принципе, технические характеристики спецэшелона
секретными не являются. Тем более, что по словам Анатолия Шулятьева,
заместителя начальника технического отдела ПО «Маяк», детище по
замыслам создания не совсем наше, а немного позаимствованное у Запада.
Правда, там контейнеры предназначены сразу и для транспортировки и для
длительного хранения отработанного топлива. Наши необходимо после
каждой транспортировки отмывать. Система безопасна, обслуживают ее
высококлассные специалисты. Михаил Шаров, начальник эшелона, уже 25
лет занимается перевозками отработанного ядерного топлива. Причем, не
только в масштабах нашей страны, но и из бывших соцстран. Следует
отметить, что за все годы эксплуатации контейнеров старых и новых
конструкций не было ни одного аварийного случая…Тем не менее,
проблемы остаются. Заместитель командующего ТОФ по эксплуатации и
ремонту вицеадмирал Николай Лысенко показал график, на котором четко
видно, что темпы списания атомных подлодок значительно опережают темпы
утилизации уже списанных и разделанных в трехотсечные блоки с
выгруженным ядерным топливом….Главное в том, что с прибытием
спецэшелона процесс вывоза отработанного ядерного топлива сдвинулся с
мертвой точки. Как говорится, лед тронулся. А это значит, что в год
300-летия одной проблемой у отечественного флота стало меньше.»
(«Наш эшелон, вперед лети! Событие, о котором так долго
говорили на Тихоокеанском флоте в последние два года,
свершилось: с челябинского ПО «Маяк» прибыл спецэшелон
для вывоза отработанного ядерного топлива»,
газета «Боевая вахта», 10 октября 1996 г.).
* * *
(После этой публикации 15 июля на ТОФ была создана комиссия
8-го отдела и Григорию инкриминировали разглашение п.631 приказа МО РФ
д071 — Т.А. и В.Т.)
«…Поскольку ни раньше, ни теперь нет четкого разграничения
степеней секретности всех данных и операций по вывозу отработанного
ядерного топлива, а соответствующий приказ министра обороны, по мнению
многих специалистов, не соответствует федеральному Закону «О
государственной тайне», то на этот раз мы решили о спецэшелоне не
говорить вовсе. Да и последняя поездка к эшелону лишний раз убедила:
наличие в стране сильных и при этом довольно-таки разобщенных структур
не лучшим образом влияет на свободную деятельность журналистов.
Достаточно сказать, что только наше с коллегой приближение к
спецэшелону на этот раз привело в ярость двух вооруженных автоматами
охранников из МВД. Начальник же эшелона Владимир Чернов сказал: «Это
при бывшем начальнике Шарове вы могли фотографировать вагоны и
беседовать о них… А сейчас времена другие…».
(Последняя статья Григория Пасько «»Фронт», который почти
не виден», газета «Боевая вахта», 12 ноября 1997 г.)
E c o N e w s No.20 (vol. 4, No. 125)
19 мая 1998 г.