UCS-INFO.271

« Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск »

*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
* Сообщение UCS-INFO.271, 29 мая 1998 г. *
*******************************************************************
Будни химического разоружения

ХИМИЧЕСКОЕ РАЗОРУЖЕНИЕ В КИЗНЕРЕ (УДМУРТИЯ)?

Только что в Удмуртии прошли слушания по химическому ору-
жию, складированному в г.Кизнер.
Перед началом слушаний в Кизнере состоялся митинг жите-
лей, в котором приняло участие более 200 человек. Некоторые
лозунги участников таковы: «Нет заводу», «Социальные гарантии,
потом завод» , «Хотим нормально жить, а не медленно умирать».
Основным требованием выступающих от Кизнера было требова-
ние не форсировать события. Досталось главе администрации ра-
йона Алексееву, как известному прожектеру.
Слушания проводит известный тандем власти + российское
отделение международной организации «Зеленый крест» (деньги от
властей всех стран, исполнение — от «креста»). Нельзя не отме-
тить некоторую «гуманизацию» креста, наблюдающуюся от съезда к
съезду. Как известно, на прошлогодних слушаниях в Кургане ор-
ганизаторы продали интересы жителей, рекомендовав к исполнению
документы по строительству объекта по уничтожению химического
оружия в г.Щучье без проведения предварительных испытаний спо-
соба уничтожения в опытно-промышленном масштабе (предполагает-
ся, что первые опыты будут поставлены непосредственно на жите-
лях Щучанского района). В нынешнем году внимательный читатель
уже найдет упоминание о создании «опытно-промышленных устано-
вок».
Ниже приводятся два документа: короткое обращение общест-
венных организаций Кизнера (всех цветов), распространявшееся
на слушаниях, и длинный документ участников слушаний.

* * *

ОБРАЩЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КИЗНЕРСКОГО
РАЙОНА КО ВСЕМ ЖИТЕЛЯМ
Уважаемые кизнерцы!
Здоровье и жизнь жителей Кизнерского района, состояние
его экологии более полувека находятся под угрозой в связи с
хранением вблизи жилой зоны огромного арсенала химического
оружия нервно-паралитического и кожно-нарывного действия. Пла-
нируемое в России уничтожение его в густонаселенных районах
Предуралья и Волжского бассейна (Камбарка, Кизнер, Кировская
область) увеличивает степени риска для населения района и ок-
ружающей среды. В частности, перечеркивает все предпринятые
ранее усилия района по созданию курортной зоны с использовани-
ем целебных источников и грязей.
Население района не имеет постоянной, полной и доходчивой
информации об уничтожении химического оружия на территории в/ч
в прошлом, о ликвидации отравляющих веществ в настоящее время
и о планах на будущее. До сих пор никто не может дать гаран-
тию, что ученые и военные обеспечат безопасное уничтожение са-
мого страшного из всех видов химического оружия, которое хра-
нится в нашем арсенале.
Несмотря на неоднократные обещания провести в первую оче-
редь обследование населения и экологии, помочь району улучшить
социальную сферу, вопросы эти не решены и не решаются.
Вместе с тем вопрос о строительстве завода решается. Ра-
ботавшая осенью группа проектантов уже указала предварительные
места для строительства этого объекта.
Сознавая всю ответственность за будущее района, чувствуя
необходимость создания эффективного общественного контроля мы
считаем необходимым:
* предложить райсовету депутатов и администрации района не
форсировать строительство объекта;
* провести районный референдум по выяснению мнения населения
по вопросам химического разоружения;
* предложить райсовету депутатов и депутатам Госсовета, адми-
нистрации района не реже одного раза в квартал давать в район-
ной газете и на местном радио информацию о положении дел на
арсенале и условиях хранения ОВ, а также обо всех действиях и
проводимых мероприятиях по вопросам химического оружия;
* обеспечить реальное участие населения Кизнерского района в
принятии абсолютно всех решений по вопросам хранения ХО и хи-
мического разоружения, для чего ввести представителей общест-
венных организаций в составы созданных или вновь создаваемых
государственных и общественных структур с правом решающего го-
лоса;
* поддержать инициативу администрации района о придании райо-
ну особого статуса на уровне республики и предложить Госсовету
решить вопрос о компенсациях населению за проживание в эколо-
гически опасной зоне;
* независимо от окончательного решения по строительству объ-
екта, учитывая риск уже во время хранения ХО, провести меди-
цинское обследование населения и экологическое обследование
окружающей среды Кизнерского района.
Уважаемые кизнерцы!
Мы просим вас принять ближе к сердцу наши опасения. Они
продиктованы и подкреплены горьким опытом других регионов,
знаниями и большим желанием сохранить наш район экологически
чистым и пригодным для жизни людей, мы не должны быть заложни-
ками чьей-то недальновидной политики и непродуманных решений.
Химическое оружие должно быть уничтожено, но там, где беда на-
именее безопасна для людей и природы.
Кизнерская районная организация КПРФ В.Н.ПАХОМОВ
Союз «За химическую безопасность»
Н.И.РЫЛОВА, А.ШАСТИН, Ю.БОЙКО
Фонд поддержки населения, проживающего в зоне хранения ХО
А.И.ГЛУШКОВ
Районная организация «Удмурт Кенеш» Е.В.ПЕТРОВА
Профсоюзные организации района К.М.КУРБАТОВА
Районная организация народно-патриотического Союза России
Н.Е.НЕСТЕРОВА

* * *

ПРЕСС-РЕЛИЗ
26-27 мая 1998 года в Кизнере и Ижевске состоялись IV об-
щественные Cлушания по проблеме уничтожения химического оружия
на территории Кизнерского района Удмуртской республики.
Организаторами слушаний выступили общественная организация
Российский Зеленый Крест и Правительство Удмуртской республи-
ки. Основная цель Слушаний — создание благоприятной рабочей
среды, способствующей принятию конструктивных решений по всему
комплексу проблем, связанных с уничтожением химического оружия
(УХО) в нашей стране.
Практика организации слушаний еще раз доказывает, что в
процессе обогащения и взаимообмена информацией между государс-
твенными структурами и ведомствами, научными и общественными
кругами, и населением из районов хранения химического оружия
(ХО) устанавливается атмосфера доверия, столь необходимая для
цивилизованного и безопасного уничтожения стареющего химичес-
кого оружия. Участники слушаний выступали с докладами, затра-
гивающими основные вопросы реализации Федеральной целевой
программы УХО, современной российской двухстадийной технологии
УХО, развития социальной инфраструктуры Кизнерского района,
состояния окружающей среды и путей решения экологических проб-
лем, возможностей улучшения санитарно-эпидемологической обста-
новки в Кизнерском районе. Свое отношение к вопросам безопас-
ности в процессе УХО высказала местная экологическая
общественность, а также представители Брянской, Пензенской,
Саратовской и Курганской областей, где также расположены арсе-
налы хранения химического оружия.
На слушаниях работали представители стран-участниц Конвен-
ции о запрещении разработки, производства, накопления и приме-
нения ХО и о его уничтожении — Швейцарии, Италии, Великобрита-
нии, США. Иностранные участники неоднократно подчеркивали, что
химическое разоружение в мире — вопрос глобальной безопасности
населения планеты. В настоящее время в России на правительст-
венном уровне ведутся переговоры с Италией и Великобританией о
сотрудничестве и взаимопомощи по созданию объекта УХО и строи-
тельства социальной инфраструктуры в Кизнере. Так, по словам
секретаря Посольства Великобритании, Майкла Давенпорта
(Мichael Davenport), к осени этого года намечен ответный визит
английской делегации в Удмуртскую республику для обсуждения
ряда технических и финансовых вопросов строительства будущего
объекта по УХО. Представитель Итальянского Правительства,
Gerardo Crocini в беседе с корреспондентом сообщил, что Италь-
янское Правительство намерено выделить около 8 млн.долларов на
строительство социальной инфраструктуры в Кизнере. Итальянской
стороной предполагается реконструировать районную больницу,
снабдить ее некоторым оборудованием, а также рассмотреть вари-
анты помощи в строительстве канализации и водопровода в Кизне-
ре.
На второй день слушаний был принят заключительный доку-
мент. Он содержит важные конкретные решения и предложения, вы-
работанные всеми участниками во время работы на слушаниях.
Итоговый документ будет опубликован во всех средствах массовой
информации, передан в правительство РФ, Государственную Думу,
в Совет Федерации, в Администрацию Президента, разослан во все
международные организации, курирующие вопросы химического ра-
зоружения.
ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ
публичных слушаний по проблеме уничтожения
химического оружия в пос.Кизнер и г.Ижевске
Удмуртской Республики 26-27 мая 1998 г.
В соответствии с Федеральной целевой программой «Уничто-
жение запасов химического оружия в Российской Федерации» хими-
ческое оружие (зарин, зоман, Vx, люизит), хранящееся в арсена-
ле Министерства обороны РФ в пос. Кизнер, подлежит
уничтожению. В соответствии с Федеральным законом «Об уничто-
жении химического оружия» создание объекта по уничтожению хи-
мического оружия предполагается в местах его хранения. Совре-
менная социально-экономическая и экологическая ситуация в
Кизнерском районе остается сложной. Спад промышленного произ-
водства, безработица, кризис в аграрном секторе, низкий уро-
вень социальной обеспеченности жителей района, отсутствие ин-
вестиций на создание новых производств и освоение природных
ресурсов характеризуют сегодняшнее положение района. Предпола-
гаемая возможность техногенных аварий, терроризма и диверсий
на трассах магистральных газопроводов, железной дороге и объ-
екте по хранению боевых отравляющих веществ, обострение соци-
альной напряженности вызывает большую озабоченность среди на-
селения. Экологические, научные и социальные проблемы,
связанные с наличием запасов химического оружия, стали достоя-
нием гласности и широкого обсуждения в средствах массовой ин-
формации, на конференциях и семинарах. Интерес населения, об-
щественности к проблемам хранения и уничтожения химического
оружия достаточно велик. Высказываются различные точки зрения,
методы и подходы к проблеме в целом. Поэтому жителям Кизнерс-
кого района трудно разобраться в потоке информации, не всегда
достоверной и доступной для населения.
В ходе свободного обмена мнениями, дискуссии и сопоставле-
ния различных подходов участники Слушаний считают, что:
— уничтожение запасов химического оружия является актуальной
проблемой, затрагивающей интересы страны и населения, прожива-
ющего в районах хранения и предстоящего уничтожения этого ору-
жия. Данная проблема должна стать предметом постоянного внима-
ния федеральных, региональных и местных органов власти,
министерств, ведомств, неправительственных организаций, об-
щественности в целях подготовки согласованных решений по наи-
более актуальным проблемам;
— в условиях сложного экономического положения в стране, не-
достаточности бюджетного финансирования подготовительных ме-
роприятий по уничтожению химического оружия, более широкое
привлечение общественности, в том числе и неправительственных
организаций, может способствовать выявлению и привлечению до-
полнительных внебюджетных источников финансирования;
— организаторам Слушаний целесообразно проинформировать Пре-
зидента Российской Федерации, Правительство Российской Федера-
ции и Государственную Думу Федерального Собрания о необходи-
мости рассмотрения следующих предложений:
Президенту Российской Федерации:
1. Рассмотреть на Совете обороны вопрос готовности Российской
Федерации к выполнению международных обязательств в области
химического разоружения и выполнение Россией сроков Конвенции
о запрещении разработки, производства, накопления и применения
химического оружия и о его уничтожении. Ход выполнения прог-
раммы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Фе-
дерации» ежегодно рассматривать на заседании Совета обороны
РФ.
2. Просить Президента РФ назначить ответственное лицо в Пра-
вительстве РФ, на уровне вице-премьера, в обязанности которого
вменить контроль выполнения президентской федеральной целевой
программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской
Федерации».
3. Президенту РФ, Правительству РФ, исходя из условий и сро-
ков выполнения требований Конвенции и с учетом экономической
ситуации, сложившейся в Российской Федерации, рассмотреть не-
обходимость внесения изменений и дополнений в содержание и
сроки выполнения федеральной целевой программы «Уничтожение
запасов химического оружия в Российской Федерации».
4. Поручить Правительству РФ рассмотреть вопрос об уменьшении
для регионов хранения и уничтожения химического оружия норма-
тивов отчислений от сборов по налогам в федеральный бюджет с
целью использования остающихся средств на развитие и создание
объектов социальной и инженерной инфраструктуры районов хране-
ния и уничтожения химического оружия, на социальную защиту на-
селения и охрану окружающей среды.
Правительству РФ:
1. Ежегодно рассматривать на заседании Правительства РФ ход
выполнения программы «Уничтожения запасов химического оружия в
Российской Федерации».
2. Основные усилия в 1998-1999 годах направить на:
- создание опытно-промышленных установок по доработке основных
и альтернативных технологий уничтожения химического оружия;
- проведение комплексного обследования состояния окружающей
среды и здоровья населения в районах хранения химического ору-
жия и предполагаемых мест строительства объектов уничтожения
химического оружия.
3. В максимально сжатые сроки рассмотреть и представить в Го-
сударственную Думу РФ проекты Федеральных законов: — «О соци-
альной защите граждан, занятых на работах с химическим оружи-
ем»; — «О компенсационных выплатах за вред, причиненный
воздействием токсичных химикатов здоровью граждан, имуществу
физических и юридических лиц вследствие чрезвычайных ситуаций,
возникших при проведении работ по хранению, перевозке и унич-
тожению химического оружия».
4. Принять постановляющие документы по реализации Федерально-
го закона «Об уничтожении химического оружия» в соответствии с
перечнем, согласованным с органами государственной власти ре-
гионов хранения химического оружия.
5. Разработать и принять комплекс экономических механизмов
регулирования эффективности инвестиционного процесса в реали-
зации федеральной целевой программы за счет: — снижения нало-
говой нагрузки для участников НИОКР, проектирования и строи-
тельства объектов по уничтожению химического оружия; -
создания условий для привлечения зарубежных и отечественных
инвестиций; — снижения тарифов на грузовые перевозки ж/д
транспортом в период строительства и эксплуатации объектов
уничтожения химического оружия; — привлечения научнотехничес-
кого потенциала районов строительства объектов уничтожения за-
пасов химического оружия.
6. Разработать и принять экологические и санитарные нормативы
и критерии оценки состояния окружающей среды и здоровья насе-
ления, проживающего в зонах защитных мероприятий вокруг объек-
тов хранения и уничтожения химического оружия.
Государственной Думе Российской Федерации:
1. До конца 1998 г. принять Федеральные законы по проблеме
уничтожения химического оружия, находящиеся на рассмотрении в
Правительстве РФ.
2. Государственной Думе РФ (или совместно с Советом Федерации
РФ) обратиться к Правительствам и органам власти государств,
ратифицировавших Конвенцию, об оказании финансовой помощи Рос-
сии на выполнение требований международной Конвенции по запре-
щению химического оружия.
Предложения для рассмотрения Государственным заказчиком,
Правительством Удмуртской Республики, Администрацией района и
общественными организациями:
1. Представляется целесообразным Правительству Удмуртской
Республики силами ведущих специалистов и с привлечением об-
щественных организаций проводить специальную экологическую
подготовку (переподготовку) кадров руководящих работников, об-
щественных экспертов, а также комплексное экологическое прос-
вещение населения.
2. Рекомендовать Правительству Удмуртской Республики и Адми-
нистрации Кизнерского района совместно с Государственным за-
казчиком разработать перечень первоочередных объектов социаль-
ной и инженерной инфраструктуры и обратиться в Правительство
Российской Федерации с просьбой о финансировании строительства
этих объектов.
3. Необходимо осуществить общественную экологическую экспер-
тизу всей документации комплекса объекта уничтожения химичес-
кого оружия и ее публичную защиту в соответствии с законода-
тельством.
4. Должна осуществляться полная, объективная и оперативная
информированность населения о технологических решениях и ме-
роприятиях по защите окружающей среды, защите здоровья населе-
ния и прав людей, связанных с хранением и уничтожением хими-
ческого оружия, что должно найти свое отражение в создании и
функционировании информационных центров с привлечением средств
федерального бюджета по работе с населением. Рекомендовать На-
циональной организации Международного Зеленого Креста и другим
общественным организациям принять активное участие в создании
таких центров.
5. Необходимо провести комплексное обследование состояния
здоровья населения и окружающей среды в районах хранения и
предстоящего уничтожения химического оружия и дополнительное
медицинское обследование населения на предмет определения
групп риска, с привлечением как бюджетных, так и внебюджетных
средств.
6. Просить Государственного заказчика рассмотреть вопрос о
создании экологической лаборатории на территории Кизнерского
района.
7. Необходимо расширять международное сотрудничество в облас-
ти химического разоружения путем привлечения финансовой и тех-
нической помощи специализированных организаций и общественных
фондов. Участники Слушаний обращаются ко всем государствам,
межправительственным организациям и всем другим, кто не принял
до сих пор участия в помощи России в уничтожении химического
оружия, поддержать этот процесс технической и финансовой помощи.

Комментарии запрещены.