UCS-INFO.272

« Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск »

*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
* Сообщение UCS-INFO.272, 31 мая 1998 г. *
*******************************************************************
Будни химического разоружения

КАК В ПОЧЕПЕ ХИМИЧЕСКИЙ РЕФЕРЕНДУМ ПРОВОДИЛИ

Президент Б.Н.Ельцин пролил недавно скупую мужскую слезу
по поводу ничтожности объема прав местного самоуправления в
России. Однако, вряд ли кто думает, что этих самых прав вообще
не должно быть у небольших поселков и городков российской глу-
бинки. Разве что в Прокуратуре Российской Федерации. Между тем
в этой властной пирамиде, которую издревле именуют «государе-
вым оком», похоже, живут не по законам, а по указаниям. Как во
времена КПСС.
Экологические активисты Почепского района Брянской облас-
ти задумали провести референдум. Они твердо знают ничтожность
своих прав, однако хорошо осведомлены, что отвод земель под
любой объект, даже самый федеральный, осуществляет местная
власть. И только она. И решили провести референдум именно на
эту тему — о том, чтобы в вопросах отвода земель под строи-
тельство объекта уничтожения химического оружия районные влас-
ти обязательно советовались с народом, а не решали это дело
самостоятельно или же по указаниям (из Брянска или Москвы).
Ни одно доброе дело не остается безнаказанным. Вот, как
ответил на инициативу жителей Почепа районный прокурор:
«Сообщаем: прокуратурой Почепского района изучен вопрос о
правомочности проведения референдума на территории района по
вопросам, предложенным инициативной группой и Почепским отде-
лением союза «За химическую безопасность».
В соответствии со ст.13 федерального закона «об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации», на местный референдум не могут
быть вынесены вопросы, не находящиеся в ведении соответствую-
щего муниципального образования.
Федеральный закон «Об уничтожении химического оружия» в
статье 7 определяет полномочия органов государственной власти
Российской Федерации в области проведения работ по хранению,
перевозке и уничтожению химического оружия, в частности, пре-
доставляя им право на выбор и согласование с соответствующими
субъектами Российской Федерации мест размещения объектов по
уничтожению химического оружия и площадей зон защитных мероп-
риятий.
Статья 8 Закона определяет полномочия органов государс-
твенной власти субъектов Российской Федерации, предоставляя им
право на согласование с органами государственной власти Рос-
сийской Федерации и органами местного самоуправления решений о
размещении на территориях объектов по уничтожению химического
оружия и маршрутов перевозки химического оружия в пределах
субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления НЕ наделяются никакими
полномочиями по решению вопросов в области проведения работ по
хранению, перевозке и уничтожению химического оружия. Только
уже в процессе проведения работ по уничтожению химического
оружия они могут наделяться Законом отдельными государственны-
ми полномочиями с передачей им необходимых для этого матери-
альных и финансовых средств.
Законом не предоставляется права и населению на решение
вопросов по уничтожению химического оружия.
Следовательно, проведение референдума по указанным вопро-
сам неправомочно, а его результаты не будут иметь юридического
значения.
Прокурор Почепского района
старший советник юстиции А.М.Ворона».
* * *
Осталось решить два вопроса.
Если субъект Российской Федерации (Брянск) не захочет
воспользоваться своим правом на согласование вопроса о выборе
места для возведения объекта уничтожения химического оружия с
органами государственной власти Российской Федерации (Москва)
и органами местного самоуправления (Почеп), что делать жителям
Почепского района с таким субъектом? Погнать метлой сразу или
дожидаться выборов? Или передать непрошенное химическое оружие
тому самому субъекту по принадлежности (в настоящее время в
Брянске им служит г-н Лодкин)?
Если правительство Российской Федерации (Москва, 1996 г.)
утвердило Программу уничтожения химического оружия в России
(стоит подпись В.С.Черномырдина), позабыв провести ее ОБЯЗА-
ТЕЛЬНУЮ государственную экологическую экспертизу, должны ли
жители России полагать этот документ имеющим юридическое зна-
чение? Если же выполнять этот документ не обязательно, то сле-
дует ли за неимением права обратиться к революционному право-
сознанию?
Не будем подсказывать жителям Почепского и других районов
российской глубинки, где хранится химическое оружие, как пос-
тупать в обоих случаях (пусть находящаяся в засаде прокуратура
продолжает свое скучное и неправое дело). Похоже, жителям при-
дется теперь самим, без прокуратуры, разбираться в разрешении
коренных вопросов, относящихся к сфере их жизненных прав.
Ясно, что начальники в очередной раз схлопочут неприят-
ности, после чего начнут чесать в затылке. Так что пусть про-
куроры — от Скуратова до Вороны — пока поспят.

Комментарии запрещены.