UCS-INFO.32

« Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск »

***********************************************************************************
ПРОБЛЕМЫ ХИМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ — ХИМИЯ И ЖИЗНЬ
***********************************************************************************
Сообщение UCS-INFO.32, 16 октября 1995 г.
***********************************************************************************

Проблемы химического разоружения

Год назад общественная экологическая конференция «Дни Волги-94» приняла резолюцию по проблемам химического оружия. С нею были ознакомлены все лица и государственные структуры России, которые имеют отношение к проблеме — президент и правительство, министерства и ведомства, прокуратура и госкомитеты. Из них лишь МВК по экологической безопасности Совета Безопасности РФ отнеслась с уважением к нашему документу.

На основании прошлогодней резолюции «Союз за химическую безопасность» разработал проект Концепции уничтожения химического оружия в России, исходящий лишь из интересов дела и не подыгрывающий ни одному ведомству. Он был опубликован для обсуждения в N 8 «Берегини» (UCS-INFO.25). В середине октября текущего года этот документ был обсужден на общественной экологической конференции «Дни Волги-95» и после внесения изменений в пп.6,7 и 14 был утвержден.

Настоящим направляю окончательный текст Концепции.

Хочу подчеркнуть, что из-за неконструктивной позиции властей у нас не было ни малейшей надежды, что мы будем ими услышаны. Вот почему в пп.6 и 7 были внесены необходимые поправки, с тем чтобы власти, менее всего озабоченные экологической безопасностью и интересами дела, не смогли загнать в угол общественные организации. Экологические активисты каждой территории имеют возможность вырабатывать собственную позицию по этим особо трудным позициям применительно к интересам дела на своей территории.

Л.Федоров
доктор химических наук, президент
«Союза за химическую безопасность»

16 октября 1995 г.


КОНЦЕПЦИЯ УНИЧТОЖЕНИЯ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ
Принята общественной экологической конференцией «Дни Волги-95»

1.ОБЩИЙ ПОДХОД. Уничтожение химического оружия — элемент общей задачи преодоления последствий подготовки к химической войне.
2.БЕЗОПАСНОСТЬ является безусловным приоритетом при решении любых вопросов, связанных с уничтожением химического оружия и преодолением иных последствий подготовки к химической войне.
3.ЗАКОНЫ. Государственная Дума: а) вносит дополнения в УК РФ, устанавливающие уголовную ответственность любых органов, организаций и отдельных лиц за разработку, организацию производства, накопление, распространение, ненадлежащее хранение и экологически опасное уничтожение химического оружия; б) принимает законы об уничтожении химического оружия, об уничтожении производств химического оружия, о социальной защите лиц, участвовавших в производстве химического оружия, о социальной защите лиц, участвующих в уничтожении химического оружия; в) принимает закон о химической безопасности в связи с работами с химическим оружием и другими экотоксикантами.
4.СЕКРЕТНОСТЬ. Минздравмедпром РФ и состоящее при нем Федеральное управление медико-биологических и экстремальных проблем, Роскомхимнефтепром, Министерство обороны, Росгидромет, МЧС немедленно рассекречивают и публикуют всю информацию, касающуюся подготовки к химической войне, за исключением технологической.
5.ГРАЖДАНСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ. Сердцевиной всех общих и частных программ химического разоружения являются социальные программы. Окончательные решения по любым вопросам уничтожения химического оружия (выбору мест, технологий и т.д.) принимают территории, где оно хранится. Между территориями и Центром (Федерацией) заключаются гражданские соглашения по вопросам уничтожения химического оружия и решению необходимых социальных вопросов. Под территориями подразумеваются местные органы власти и неправительственные общественные экологические организации.
6.МЕСТА УНИЧТОЖЕНИЯ. Уничтожение химического оружия осуществляется исключительно в районах мест его хранения (общественные организации каждой территории формулируют собственный подход к реализации этого положения).
7.ТРАНСПОРТ. В силу чрезвычайной опасности межрегиональные перевозки химического оружия исключаются (общественные организации каждой территории формулируют собственный подход к реализации этого положения).
8.ТЕХНОЛОГИИ УНИЧТОЖЕНИЯ отбираются только на основе открытых конкурсов межведомственными комиссиями с участием не зависимых от правительства экспертов. Их выбор не должен связываться с обязательной коммерческой выгодой. Заказчиком являются местные органы власти и Роскомхимнефтепром.
9.ФИНАНСИРОВАНИЕ. Оплата расходов по реализации программ химического разоружения и соответствующих социальных программ осуществляется за счет средств федерального бюджета только через местные органы власти.
10.АРМИЯ. Немедленно снимает химическое оружие с вооружения, включая ирританты (газ CS и хлорацетофенон). Не занимается политикой, в том числе технической. Несет безусловную ответственность за хранение заказанного ею химического оружия. Под надзором территорий осуществляет всю работу по безопасному уничтожению химического оружия вплоть до утилизации реакционных масс после детоксикации отравляющих веществ. Готовит доклад о прошлой деятельности с химическим оружием. Реабилитирует земли, использовавшиеся при подготовке к химической войне, и возвращает их в народнохозяйственный оборот.
11.ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ. Представители общественных экологических организаций с правом решающего голоса участвуют в работе всех государственных, межведомственных и территориальных комиссий и иных органов, деятельность которых нацелена на решение задач химического разоружения и преодоления последствий подготовки к химической войне.
12.МОНИТОРИНГ (экологический, санитарно-эпидемиологический и медицинский) осуществляется гражданскими организациями — Минприродой, Госсанэпиднадзором и Росгидрометом в рамках разделения ответственности. При необходимости привлекаются Федеральное управление медико-биологических и экстремальных проблем при Минздравмедпроме и армия.
13.МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ И ЛЕЧЕНИЕ лиц, пострадавших при производстве, испытаниях, транспортировке, хранении и уничтожении химического оружия, осуществляется Минздравмедпромом и Госкомсанэпиднадзором. В случае необходимости привлекается Федеральное управление медико-биологических и экстремальных проблем при Минздравмедпроме.
14.«КОНВЕРСИЯ». Цеха прошлого производства химического оружия не конверсируются, а консервируются или сносятся, в соответствии с нормами химической безопасности. Эти цеха ни при каких обстоятельствах не должны использоваться в народнохозяйственных целях.

14 октября 1995 г.

Комментарии запрещены.