UCS-INFO.377

« Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск »

*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
* Сообщение UCS-INFO.377, 4 февраля 1999 г. *
*******************************************************************
Вести с полей химической войны

ТАК НУЖЕН ЛИ НАМ МАРГАРИН РАМА?

«МАСЛО И МАРГАРИН: СРАЖЕНИЕ ЗА ХЛЕБНУЮ ГОРБУШКУ. Маргарин
ожесточенно сражается с маслом за желудок и кошелек покупателя.
Все было спокойно, пока на вялые запугивания диетологов избыточным
холестерином реагировали, в основном, хроники да фанаты
сбалансированного питания.
И вдруг стало не до диеты — речь зашла о многомиллионных
доходах и захвате новых рынков сбыта. Продавцы импортного
маргарина прививали нам любовь к собственной продукции решительно
и бескомпромиссно. Вспомните несчастного рекламного младенца,
запихивающего в рот куски «RAMA».
Что ж, усилия не пошли прахом. Если к июлю 1997 г. поставки
сливочного масла и маргарина были 50х50, то уже через год объем
маргарина вырос в несколько раз (данные компании Академия сервис).
Наиболее стойкими приверженцами сливочного масла остаются
москвичи, петербуржцы и жители Нижнего Новгорода. Но чем ближе к
востоку, тем чаще россияне намазывают на хлеб маргарин. И это тоже
понятно: чем ниже доходы, тем дешевле продукты на столе.
Как бы ни превозносили производители и продавцы маргарина его
полезные свойства и превосходный вкус, до настоящего масла ему
эдалеко. Если оно состоит на 80% из чистого молочного жира, то
маргарин «варяг» из смеси жиров животных и гидрированных (химически
измененных растительных масел), сдабривают пищевыми добавками.
Отсюда и навязчивое желание выдать простолюдина за барина:
особое, легкое, облегченное, мягкое, со сливочным вкусом.
Первыми внесли в путаницу в головы российских потребителей
заморские деликатесные маргарины «Долина Сканди»,»Rama», «Voimix»,
затем «Lette». Их так настойчиво предлагали к хлебу (при этом
старательно избегая называть маргарином), что подсознательно они
воспринимались как масло.
На фоне победного шествия по России импортного маргарина
отечественные производители тоже решили не отставать. И выбросили
на прилавки огромное количество новой продукции. Потребители
восприняли ее поначалу как верный знак долгожданного возрождения
отечественной промышленности. Масло «Милославское» и
«Солнечногорское», «Крестьянка» и «Доброе утро», «Останкинское» и
«Неженка».
Но очень скоро дело обернулось скандалом. Если глаза обмануть
просто, то желудок гораздо труднее. Все этом «масло» оказалось
СМЕСЬЮ сливочного масла с маргарином и уж никак не напоминало
знакомый нежный сладковатый вкус классического сливочного. В Союзе
потребителей РФ рассказали, что иные разгневанные покупатели
швыряли псевдомасло в лицо продавцам.
Последние пару недель в некоторых магазинах на ценниках стали
такое «масло» называть маргарином или писать «с добавлением
растительного масла». Но сути дела это не меняет. Налицо ситуация,
которая на языке законодателей называется «введение потребителя в
заблуждение». Самое поразительное, что юридически очень трудно
предъявить претензию производителям такого комбинированного масла.
На упаковке они добросовестно указывают состав, перечисляя все
компоненты. Но для «продаваемости» называеют свое произведение
маслом, бессовестно эксплуатируя нашу доверчивость.
Многие ли из нас, покупая пачку масла, догадываются поискать
состав или непонятные цифры ГОСТа? Игра на подсознании, привычках,
устоявшихся вкусах — прием старый как мир.
Думаю, законодатели и общества потребителей дадут должную
оценку столь масштабному подлогу. Но уже сейчас можно дать
потребителю точный инструмент для безошибочного определения
классического сливочного масла.
На упаковке должно быть либо ГОСТ 37-91, либо указана жирность
сливочного масла — не ниже 80%.
Приводим также перечень наименований комбинированных масел,
которые нам удалось обнаружить в магазинах и на оптовых
продовольственных рынках: «Масло смоленское крестьянское
облегченное», «Масло деревенское мягкое», «Крестьянское масло
«Экстра», масло «Неженка», «Останкинское масло любительское»,
«Солнечногорское», «Милославское особое», «Маслице», «Доброе утро»,
«Крестьянка».
Не уверены, что перечень полон».
«Общая газета», 14 января 1999 г.
* * *
Предыдущие выпуски бюллетеня, посвященные проблеме маргарина
и его опасности для здоровья: UCS-INFO.261 и UCS-INFO.266.

Комментарии запрещены.