UCS-INFO.380

« Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск »

*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
* Сообщение UCS-INFO.380, 11 февраля 1999 г. *
*******************************************************************
Вести с полей ракетного противостояния

КУДА ДЕВАЮТ РАКЕТНОЕ ТОПЛИВО В КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(два письма на одну тему)

ПИСЬМО ПЕРВОЕ
Из Кировской области пришло тревожное сообщение: «из в/ч Юрья
отправляют и захоранивают отходы в Кайском болоте (Подосиновский
район нашей области). Перепроверив информацию, убедился в ее
достоверности».

ЮРЬЯ
Речь идет об экологически преступных захоронениях токсичного
ракетного топлива, которые осуществляла долгие годы дивизия Ракетных
войск стратегического назначения, созданная в Юрье в 1961 г. для
обслуживания ракет Р-16У. С тех пор она и квартирует. Полтора десятилетия,
до конца 1970-х годов, здесь стояли на боевом дежурстве ракеты Р-16У,
заправленные жидким и очень токсичным топливом гептилом (потом они были
заменены на твердотопливные ракеты). Ракеты Р-16У были размещены в
шахтных пусковых установках (ШПУ) в стартовых комплексах типа «Шексна-В».
Каждый комплекс включал три расположенных в линию ШПУ на растоянии
60 метров друг от друга, подземный командный пункт и хранилище топлива.

РАКЕТА
Р-16 (по американской классификации SS-7) — это первая советская
межконтинентальная баллистическая ракета на хранимом жидком топливе.
Число ступеней — 2. Топливо — высоко токсичный гептил.
Начинала свой жизненный путь ракета Р-16 неудачно.
24 октября 1960 г. на 41-й площадке ракетного полигона «Байконур»
произошла самая крупная катастрофа в мире ракетной техники. При
первом испытании ракеты Р-16 случился несанкционированный запуск на
стартовом столе двигателя 2-й ступени заправленной ракеты. В
результате разрушения топливных баков первой ступени более 100 тонн
горючего вылилось на землю и загорелось. Произошел взрыв. От пожара и
взрыва погибли, по разным сообщениям, от 92 до 150 человек, в том числе
главнокомандующий РВСН маршал М.И.Неделин.
Серийное производство ракет Р-16 и Р-16У было развернуто в
Днепропетровске (Украина, завод «Южмаш») и в Омске (завод «Полет»).
В отличие от ракет более поздних типов, ракеты Р-16 и Р-16У не
могли находиться в заправленном состоянии все время. Поэтому многочисленные
хранилища гептила непрерывно «работали» — прапорщики сливали гептил
и заменяли его на новую порцию.
В конце 1970-х годов после замены на другие ракеты все ШПУ с
групповыми стартами ракет Р-16 были уничтожены.
После снятия с вооружения боевая ракета Р-16 продолжила свой
жизненный путь в новом обличье — как космическая ракета-носитель
«Циклон».
Ракеты Р-16 достались многим регионам. В 1961-1965 гг. было
развернуто 197 открытых и шахтных пусковых установок ракет Р-16 и
Р-16У. Сняты с вооружения они были в 1976 г. и в течение 1976-1977 гг.
заменены на другие.
Места базирования дивизий РВСН с ракетами Р-16/Р-16У:
* Бершеть Пермской области,
* Верхняя Салда Свердловской области,
* Выползово (Бологое) Тверской области,
* Итатка Томской области,
* Йошкар-Ола Марийской Республики,
* Новосибирск,
* Шадринск Курганской области,
* Юрья Кировской области,
* Полигон «Байконур».

ПИСЬМО ВТОРОЕ
«Я могу подтвердить живым примером степень вредности гептила. Я сам
служил в Ракетных стратегических частях под Бологое, где развернуты были
в начале 1970-х годов несколько ракетных дивизий. А так как по роду
службы я был внутри зоны охраны на ракетных шахтах (без права выхода в
мирное время — от 5 до 7 лет тюрьмы), то самой страшной бедой было даже
не вынужденное заключение, а регламентные работы — когда меняли топливо
на ракетах. Дежурной смене завидовали, если она была на отдыхе. А страху
было из-за того, что бывали редкие сбросы топлива (о смертях не говорим -
это само собой разумеется при авариях и отсутствии противогазов) когда
над шахтой поднималось видимое глазу облачко. Если оно до растворения
ветром касалось земли, то там все живое сгорало моментально и оставалось
мертвое поле. А так как бежать с периметра охраняемой зоны, менее километра,
дежурной смене было некуда, то оставалось только молиться.
И до сегодняшнего дня я помню разговоры старослужащих, что к некоторым
лесным озерам лучше не подходить — в них сливали гептил.
Вот ездят люди по трассе Москва-Петербург и в центре дороги вокруг
ее мертвые озера, и сколько их никто не знает, и от чего люди мрут — тоже».
* * *
Похоже, нам еще долго придется разыскивать людей, а также озера и
болота, которые были загублены в 1960-1970-е годы гептилом. И вряд ли
«защитники Родины» нам помогут.

Комментарии запрещены.