UCS-INFO.4

« Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск »

***********************************************************************************
ПРОБЛЕМЫ ХИМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ — ХИМИЯ И ЖИЗНЬ
***********************************************************************************
Сообщение UCS-INFO.4, 21 сентября 1994 г.
***********************************************************************************

    Дорогие друзья,
Направляю для информации текст, который был распространен 21 сентября 1994 г. Заявление определяет некоторые позиции по химическому разоружению, которые представляются важными в связи с международной акцией, планирующейся на 25 сентября.
Удачи,

Лев А.Федоров


ЗАЯВЛЕНИЕ

От участников экологического движения США нам стало известно, что полковник Б.Алексеев (Экологически центр МО РФ) распространил в США текст «Концепции уничтожения химического оружия в Российской Федерации», являющейся руководящим документом при разработке федеральной программы уничтожения химического оружия и при ратификации Конвенции о химическом оружии. В связи с тем, что стратегический документ государства, не утвержденный законодательной и/или исполнительной властью России, стал предметом обсуждения международной общественности, «Союз за химическую безопасность» считает необходимым высказать замечания по его существу.

1. В документе указывается на возможность применения сжигания в качестве одного из технологических этапов ликвидации химического оружия. Мы настаиваем на принципиальном отказе от метода сжигания в любой форме — как для уничтожения отравляющих веществ, так и для ликвидации продуктов их детоксикации.

2. По мнению авторов документа, технологии уничтожения химического оружия должны быть «экономически целесообразными». Соглашаясь с этим тезисом в принципе, мы категорически возражаем против попыток прикрытия этим флагом идеи переработки люизита в мышьяк для последующей торговли. Идея эта нереалистична экономически и безответственна экологически, поскольку безопасных технологий переработки не существует.

3. При упоминании способов выбора технологий уничтожения химического оружия документ не указывает на обязательность двух принципов: а) открытости «широких» конкурсов, б) участия в конкурсах специалистов, не зависимых от властных структур. Опыт последних лет показал, что неучет этих принципов обесценил все предыдущие обсуждения технологий уничтожения химического оружия России.

4. Армии РФ дано право на открытое нарушение требований Конвенции о химическом оружии. Под предлогом ликвидации «боеприпасов, находящихся в аварийном состоянии», документ узаконивает постоянное уничтожение химического оружия на территории России безо всякого контроля со стороны населения и международных организаций. Это нарушение представляется тем более неуместным, что имеется отрицательный опыт последних двух лет, когда армия бесконтрольно и экологически преступно уничтожала неучтенное химическое оружие на военно-химическом полигоне в Шиханах.

5. В документе вновь проводится тезис о возможности ПЕРЕВОЗОК химического оружия по территории России. При нынешнем состоянии наших железных дорог и с учетом опыта аварий последних лет мы считаем это намерение преступным. Тезис должен быть исключен.

6. Вопреки требованиям Конвенции о химическом оружии, документ предполагает не уничтожение (снос) цехов Волгоградского и Чебоксарского заводов «Химпром», производивших новейшее химическое оружие, а их перепрофилирование (конверсию). Мы категорически настаиваем на строгом выполнении требований Конвенции. Использование указанных цехов для выпуска мирной продукции по экологическим соображениям абсолютно невозможно, ссылки же на «сложное экономическое положение России» представляются неуместными.

7. При обсуждении программы экологического оздоровления территории России документ предусматривает проведение работ по экологическому мониторингу и ликвидации последствий лишь в районах прошлого УНИЧТОЖЕНИЯ отравляющих веществ на территории России, но не в местах их ПРОИЗВОДСТВА, а также ЗАТОПЛЕНИЯ в морских акваториях. Мы не можем согласиться с этим подходом, поскольку он исключает из мероприятий по «оздоровлению»: а) места в высшей степени архаичного производства химического оружия в таких городах волжского региона, как Волгоград, Новочебоксарск, Чапаевск, Дзержинск, Березники, Кинешма; б) районы прошлых затоплений химического оружия СССР в зоне экономических интересов России в Балтийском, Баренцовом, Белом, Карском, Охотском, Черном и Японском морях .

8. Документ совершенно не затрагивает проблемы реабилитации здоровья тысяч людей, пострадавших при производстве, испытаниях, хранении и уничтожении химического оружия и не получающих от государства должных компенсаций и внимания.

9. В документе не отражен в необходимом объеме правовой статус населения, проживающего в районах будущего уничтожения химического оружия. Не предусмотрено ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО ни населения, ни даже местных органов власти при решении любых вопросов уничтожения химического оружия, в результате чего провозглашенные экологические и правовые гарантии повисают в воздухе.

10. Документ не указывает на обязательность рассекречивания информации о химическом оружии бывшего СССР, необходимой для организации экологически безопасного его уничтожения. В нем не содержится упоминания даже об экологической и медицинской информации в связи с прошлым производством, испытанием, хранением и уничтожением химического оружия, содержание которой в секрете является прямым нарушением действующего в России законодательства.

Указанные недостатки исключают возможность позитивного отношения к нынешней версии «Концепции уничтожения химического оружия в Российской Федерации». Документ должен быть коренным образом переработан и до утверждения широко обсужден среди тех, чьи интересы он в первую очередь затрагивает.

Президент «Союза за химическую
безопасность», доктор химических наук                                                 Лев А.Федоров

Комментарии запрещены.