« Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск »
***********************************************************************************
ПРОБЛЕМЫ ХИМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ — ХИМИЯ И ЖИЗНЬ
***********************************************************************************
Сообщение UCS-INFO.45, 30 декабря 1995 г.
***********************************************************************************
В НОВЫЙ 1996 ГОД — БЕЗ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ДИОКСИНОВ
Наконец-то вышла в свет и разослана всем причастным федеральная целевая программа «Защита окружающей природной среды и населения от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на 1996-1997 годы». Программу утвердил своим рескриптом лично В.Черномырдин 5 ноября 1995 года и среди постановлений правительства России она заняла почтенное место за N 1102.
В пояснительной записке авторы программы сообщают, что защита окружающей природной среды и населения от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов (ими имеются в виду полихлорированные дибензо-п-диоксины, дибензофураны, бифенилы и другие полиароматические хлорсодержащие вещества) — это одна из глобальных экологических проблем. Констатируется, что диоксины относятся к высокотоксичным веществам, оказывающим вредное воздействие на здоровье людей и экологические системы. Сообщается также, что диоксины образуются в технологических процессах химической, целлюлозно-бумажной, металлургической и других отраслей промышленности, при сжигании промышленных отходов и так далее.
Как следует из паспорта программы, ее заказали два российских ведомства — Минприроды и Госкомсанэпиднадзор. Они же оказались и ее основными разработчиками, хотя им помогали в этом деле кое-кто еще — Минздравмедпром, Росгидромет, Госстандарт и даже МГУ. Исполнять программу будут разные коллективы «по определению государственных заказчиков».
Писали текст программы большие оптимисты. Во всяком случае они надеются, что за два года у нас в стране будут достигнуты следующие цели и решены следующие задачи:
1) будут разработаны мероприятия (правовые, экономические и организационные) по защите окружающей природной среды и населения России от диоксинов,
2) будут разработаны нормативы (два вида, по числу генеральных участников — гигиенические и экологические) содержания диоксинов и фуранов в объектах окружающей природной среды, промышленной продукции, отходах производства и потребления, питьевой воде, продуктах питания и кормах,
3) будут проведены локальные мониторинги (не одного, а двух видов — по числу основных ведомств — экологический и гигиенический) и будут инвентаризированы диоксиноопасные технологии и производства,
4) будет выполнена оценка (даже две — санитарно-гигиеническая и медико-биологическая — опять по числу медицинских ведомств) состояния окружающей среды и здоровья человека в регионах, загрязненных диоксинами и диоксиноподобными токсикантами,
5) будет создан государственный банк данных по содержанию диоксинов везде и всюду — в объектах окружающей среды, продуктах питания, кормах, промышленной продукции и отходах производства,
6) техногенные загрязнения природной среды диоксинами и диоксиноподобными токсикантами сократятся, а их их вредное воздействие на здоровье населения России будет минимизировано,
7) будет создана система социально-медицинских мероприятий по диагностике, профилактике и реабилитации здоровья населения,
8) см. в конце.
Денег на все про все выделено 7,6 млрд. рублей из федерального бюджета (по 3,8 млрд. на каждый год). Чтобы обеспечить рациональное их расходование, финансовые и материальные ресурсы будут не только концентрированы, но и минимизированы за счет привлечения лишь «компетентных» организаций (и без «дублирования»). Трудовые ресурсы — специалисты «профильных» организаций. Авторы считают, что реализация программы будет исключительно эффективной, во всяком случае в результате будет будто бы предотвращен ущерб от воздействия диоксиновых токсикантов на природную среду и здоровье населения державы на несколько десятков триллионов рублей.
Гвоздей программы предложено несколько.
Серьезным гвоздем программы можно считать проведение измерений и определение суммарных выбросов и сбросов диоксинов в окружающую среду от известных (авторам программы) источников: предприятий химической, металлургической и целлюлозно-бумажной промышленности, автотранспорта, мусороперерабатывающих заводов. На это выделено 10% от выделенных ассигнований (плюс разработка и внедрение стандартных образцов диоксинов, без которых невозможны анализы — 2,5 % затрат). Учитывая цены мирового рынка на диоксиновые измерения (в среднем 2000 $ на одно измерение), то это получится 75-90 измерений на всю страну. Если использовать внутренние цены, употребляемые — пока — при расчетах некоторыми отечественными исполнителями (500-1000 $), то число измерений может возрасти до 300. Не густо, если учесть, что столько может быть лишь предприятий — генераторов диоксинов — и затронутых ими городов. Чтобы оценить реальную необходимость в измерениях, достаточно сказать, что недавно ученые из Германии отобрали в одном только г.Дзержинске (Нижегородская область) 60 образцов.
Эти измерения, по мысли авторов программы, позволят им сделать то, что следовало сделать давно:
* оценить уровень загрязнения диоксинами регионов с предприятиями целлюлозно-бумажной и химической промышленности (5 % ассигнований),
* ранжировать территорию России по диоксиновой загрязненности, подготовить прогноз загрязненности территории России, создать банк данных по основным диоксиноопасным производствам и технологиям России (2 % ассигнований),
* подготовить информацию для Правительства (1 %), а также для населения и общественных организаций (1 %).
Заложены и гвозди программы, необходимость которых по меньшей мере сомнительна:
* разработка нормативной базы (9% выделенных ассигнований); можно было бы взять взаймы чужую (хорошо проработанную и научно обоснованную), однако без «русификации» у нас, похоже, ничего не бывает,
* создание Межведомственного научно-технического центра по проблеме диоксинов и диоксиноподобных токсикантов (10% ассигнований); господин, который много лет «пробивает» сей Центр, еще надеется вернуть то время, когда он что-то еще будет координировать,
* усовершенствование отечественного малогабаритного хромато-масс-спектрометра (5 % общей суммы ассигнований)« — затея совсем уж пустопорожняя, но необходимая для прокорма тех, кто и в добрые времена так и не научился делать нужные приборы,
* разработка средств биоиндикации диоксинов и скриннинговых тест систем (3 % общих ассигнований); дело для гражданских нужд бесперспективное, однако о судьбе «компетентных» из биологической части ВПК необходимо заботиться,
* исследование токсикологических эффектов диоксинов на биологические системы в природных средах (5 % ассигнований); это торчат уши все той же биологической части ВПК (бывшее Третье Главное управление при Минздравмедпроме, ныне Федеральная служба с мудреным названием) — «берегут кадры»; на самом деле искомые эффекты давно известны и подробно описаны (на Западе), а на 378 млн. рублей будет куплен пылесос для сдувания пыли со старых отчетов,
* исследование процессов миграции и трансформации диоксинов в окружающей среде (2,5 % суммы); тоже все описано, однако на военно-химическом полигоне в Шиханах тоже нужно купить пылесос для сдувания пыли.
Наконец, есть гвозди программы, которые очень нужны, однако на выделенные деньги просто не исполнимы, если вновь речь идет не о приобретении новых пылесосов для Госкомхимнефтепрома:
* разработка мероприятий и технических решений по замене хлорных технологий на процессы, исключающие образование диоксинов (5 %),
* разработка способов и технических средств обезвреживания и утилизации галогенсодержащих отходов (5 %),
* разработка технологий очистки промышленных выбросов и сбросов от диоксинов (7,5 %).
Итак, что нас ждет в конце, когда двухлетняя антидиоксиновая федеральная целевая программа будет исполнена? Как указано в паспорте программы, в России произойдет «нейтрализация диоксинов и ограничение их распространения в окружающей среде». Таким образом, общероссийские диоксины вроде бы закончатся.
Однако мы не готовы поздравить всех нас с новым, 1998 годом — годом жизни без федеральных диоксинов. Дело в том, что региональные диоксины, к сожалению, останутся. Для борьбы с ними, по распоряжению В.Черномырдина, надлежит разработать «программы неотложных мер по снижению воздействия диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на окружающую среду и население» регионов за счет региональных же средств. Однако же без сепаратизма — региональные программы подлежат обязательному согласованию с двуглавым Центром (Минприродой и Госкомсанэпиднадзором).
А вообще-то правы те, кто считает принятие федеральной антидиоксиновой программы добрым знаком. Даже если ее цели будут исполнены на 10%, все равно прогресс очевиден.
Л.Федоров