UCS-INFO.46

« Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск »

***********************************************************************************
ПРОБЛЕМЫ ХИМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ — ХИМИЯ И ЖИЗНЬ
***********************************************************************************
Сообщение UCS-INFO.46,  3 января 1996 г.
***********************************************************************************

Вести с полей химического разоружения

Государственная Дума РФ 5 декабря 1995 года приняла в первом чтении последнюю версию проекта федерального закона «Об уничтожении химического оружия» и направила его для обсуждения в различные адреса, в том числе в законодательные (представительные) органы субъектов РФ для внесения возможных поправок. Всего этих версий было за последние 1,5-2 года по крайней мере четыре, однако официальное согласование текстов с администрациями субъектов РФ закончилось на ранних стадиях летом 1994 года.

Вызывает недоумение способ протаскивания последней версии законопроекта еще 22 ноября 1995 года через Государственную Думу.

Докладчик от президента П.Сюткин отметил, что реализация планов химического разоружения возможна только «при одобрении и поддержке общественности и населения мест», скрыв, что ни одобрения, ни поддержки населения по законопроекту нет ни в одном регионе. А общественность была исключена и из законопроекта, и из процесса химического разоружения.

Содокладчик от комитета по обороне ГосДумы ракетный генерал А.Пискунов сообщил, будто «безопасное хранение химического оружия практически уже невозможно, поскольку многие виды изделий находятся в аварийном состоянии». Это — обман. По многочисленным заявлениям химических генералов (С.Петрова, 1990 г.; Т.Евстафьева, 1991 г.; Ю.Тарасевича, 1994 г.), имеющиеся на вооружении нашей армии химические боеприпасы с новейшими ОВ могут пролежать еще несколько десятилетий. Время на принятие закона, удовлетворяющего всем условиям экологической безопасности и интересам населения, есть.

Содокладчик от комитета по обороне дезинформировал ГосДуму, будто бы в разработке законопроекта «приняли участие практически все (?) субъекты Российской Федерации». Имеются в виду заключения лишь шести заместителей глав администраций (Ю.Питкевича от 5.8.1994 г. — Удмуртия; А.Семернева от 8.7.1994 г. — Брянская область; В.Первакова от 27.7.1994 г. — Кировская область; В.Ивлева от 6.6.1994 г. — Курганская область; Ю.Лаптева от 10.7.1994 г. — Пензенская область; Г.Ягудина от 8.9.1994 г. — Саратовская область) на вторую версию, после чего закон подвергся коренной и не согласованной с территориями правке. Законодательные органы регионов хранения химического оружия проекта не обсуждали, они были отключены от переписки региональных администраций с федеральными органами исполнительной власти.

Принятый закон плох. Однако «Союз за химическую безопасность» вносит предложения, учет которых мог бы хотя бы минимально устранить его основные недостатки.

Президент «Союза за химическую безопасность»,
доктор химических наук
Л.Федоров

3 января 1996 года


ПРЕДЛОЖЕНИЯ «СОЮЗА ЗА ХИМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ»
ПО ИЗМЕНЕНИЮ ЗАКОНА «ОБ УНИЧТОЖЕНИИ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ»

ПО РАЗДЕЛУ I «Общие положения»
1. Ст.2 законопроекта устанавливает прямое президентское правление при уничтожении химического оружия: «Порядок и сроки уничтожения химического оружия определяются Президентом Российской Федерации». Поскольку с правительства как органа исполнительной власти ответственность за эти работы снята (упоминаемые анонимные федеральные органы исполнительной власти правительством не являются), а механизм действий и тем более ответственность Президента РФ законопроектом не устанавливаются, в нынешней форме законопроект нацелен на создание в лучшем случае хаоса при проведении работ по уничтожению химического оружия, а в худшем — химического Чернобыля.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Дополнить абзац первый ст.2, определяющий права Президента, нормой о его ответственности:
«Порядок и сроки уничтожения химического оружия определяются Президентом Российской Федерации.
Президент Российской Федерации несет персональную ответственность, вплоть до уголовной, за любые последствия ненадлежащей организации работ по уничтожению химического оружия, приведшие к серьезному ущербу для людей и природы».

2. Абзац второй ст.2 устанавливает: «Уничтожение химического оружия осуществляется на создаваемых для этих целей объектах». Ни в этой, ни в какой-либо иной статье законопроекта Министерство обороны РФ не упоминается, хотя именно это министерство является заказчиком и единственным обладателем химического оружия в стране и именно от качества его работы зависит, быть или не быть в России химическому Чернобылю.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Дополнить абзац второй ст.2 необходимым упоминанием:
«Уничтожение химического оружия осуществляется на создаваемых для этих целей объектах Министерства обороны РФ. Впредь до окончательной ликвидации запасов химического оружия Министерство Обороны РФ несет ответственность за безопасное хранение химического оружия и продуктов его детоксикации, а также за безопасное их уничтожение».

3. Ст.6 определяет вопросы собственности на химическое оружие в России, однако конкретный собственник вновь не упоминается. Недостаточно четко определяется и судьба продуктов детоксикации ОВ, в результате чего может возникнуть возможность расползания токсичных веществ по стране.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Переформулировать ст.6 следующим образом:
«Химическое оружие, объекты по хранению и уничтожению этого оружия находятся исключительно в собственности Министерства Обороны Российской Федерации.
Нетоксичные продукты уничтожения химического оружия для их последующей утилизации могут передаваться организациям независимо от их организационно-правовых форм в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации».

4. В предпоследнюю версию закона входила специальная статья (ст.7) с перечислением субъектов правоотношений в области проведения работ по уничтожению химического оружия. В перечне содержались две важные для общества социальные категории:
* органы местного самоуправления РФ и должностные лица этих органов,
* общественные объединения РФ и руководители этих объединений.
Из нынешнего законопроекта уже после согласования с регионами обе эти социальные категории были исключены. Это тяжкая ошибка: в высшей степени опасные объекты (объекты по уничтожению химического оружия — в их числе) в трудные для их деятельности минуты будут собирать у своих ворот и заборов толпы людей, и разрядить обстановку смогут не люди с автоматами, а только люди из двух социальных категорий — общественных объединений и органов местного самоуправления. Те, кто задумал отказать им в правах, пытаются отказать в праве на существование социальной психологии.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ 1. Восстановить в разделе I статью с перечислением субъектов правоотношений с обязательным включением в их число органов местного самоуправления и общественных объединений.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ 2. Как следствие в разделе II после ст.9, определяющей компетенцию органов государственной власти субъектов РФ, восстановить статью, касающуюся компетенции органов местного самоуправления (условно ст.9а, раньше это была ст.15).

ПРЕДЛОЖЕНИЕ 3. Восстановить в разделе I специальную статью, регулирующую общественные отношения при формировании государственной политики в области уничтожения химического оружия (в первой версии закона это была ст.4):

«СТАТЬЯ N . Участие граждан и общественных объединений в формировании государственной политики в области уничтожения химического оружия.
Граждане и общественные объединения имеют право на участие в обсуждении любых проектов законодательных актов и программ в области уничтожения химического оружия, а также на участие в обсуждении вопросов, связанных с размещением, проектированием, сооружением, эксплуатацией и снятием с эксплуатации объекта по уничтожению химического оружия.
Все спорные вопросы, связанные с химическим оружием в регионах его хранения и уничтожения, обсуждаются специальными комиссиями по химическому разоружению регионов. Эти комиссии образуются органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ из представителей администрации и общественных объединений, причем последние не должны быть в меньшинстве. Комиссии по химическому разоружению действуют на общественных началах. Деятельность комиссий не может быть конфиденциальной.
Органы местного самоуправления, на территории которых размещены или предполагается разместить объекты Министерства обороны РФ по хранению и уничтожению химического оружия организуют с участием граждан и общественных объединений обсуждение вопросов, связанных с размещением, проектированием, сооружением, эксплуатацией и снятием с эксплуатации указанных объектов. Информационные материалы по проекту объекта по хранению и уничтожению химического оружия, оценке его безопасности и воздействия на окружающую среду, должны быть заблаговременно представлены для ознакомления. Дата и место проведения обсуждений, а также местонахождение информационных материалов доводятся до сведения населения через средства массовой информации.
По результатам обсуждения органы местного самоуправления направляют свои предложения в федеральные и региональные органы, ответственные за принятие решений по вопросам, затрагивающим интересы населения, в соответствующие контрольные инстанции, а также в комиссию по химическому разоружению субъекта РФ.
Решения, принятые с учетом этих предложений, подлежит обязательному опубликованию или объявлению в доступных средствах массовой информации. Они могут быть опротестованы через комиссии по химическому разоружению субъектов РФ или обжалованы в судебном порядке.
Общественные объединения имеют право рекомендации своих представителей для участия их в экологической экспертизе объектов Министерства обороны по уничтожению химического оружия на стадии их размещения, проектирования, сооружения, эксплуатации и вывода из эксплуатации«.

ПО РАЗДЕЛУ II «Компетенция органов государственной власти…»
5. Из ст.9 законопроекта, которой определяются права органов власти субъектов РФ, после согласования с региональными администрациями (лето 1994 г.) «выпали» или подверглись корректировке некоторые принципиальные положения, в результате чего права в значительной мере обесценились.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Расширить или восстановить в ст.9 следующие права органов власти субъектов РФ:
* осуществление контроля за здоровьем граждан и состоянием окружающей среды на объектах по хранению и уничтожению химического оружия Министерства Обороны РФ, а также в зонах защитных мероприятий;
* подготовка учреждений здравоохранения и медицинских формирований для оказания медицинской помощи гражданам, подвергшимся воздействию токсичных химикатов вследствие нарушения условий безопасности на объектах по хранению и уничтожению химического оружия, а также при его перевозках;
* участие в оказании медицинской помощи гражданам, подвергшимся воздействию токсичных химикатов вследствие нарушений условий безопасности на объектах по хранению и уничтожению химического оружия, а также при его перевозках;
* участие в осуществлении мероприятий по обеспечению безопасности граждан и защиты окружающей среды на объектах по хранению и уничтожению химического оружия Министерства Обороны РФ, в зонах защитных мероприятий, по маршрутам перевозки химического оружия;
* информирование общественных объединений и граждан о состоянии окружающей среды на объектах по хранению и уничтожению химического оружия Министерства Обороны РФ, в зонах защитных мероприятий, а также вдоль маршрутов перевозки химического оружия;
* контроль за ввозом и транспортировкой химического оружия на подведомственных территориях.

6. Органы государственной власти РФ не имеют права остановить работы по уничтожению химического оружия в случае нарушений условий безопасности и возникновения чрезвычайной ситуации для людей и природы на объектах по хранению и уничтожению химического оружия Министерства обороны РФ, в зонах защитных мероприятий, а также вдоль маршрутов перевозки химического оружия. Это положение должно быть безусловно изменено.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Предпослать ст. 9 проекта, определяющей компетенцию органов государственной власти субъектов РФ, первый абзац следующего содержания:
«Органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, где размещены объекты Министерства Обороны РФ по хранению и уничтожению химического оружия, имеют право приостановки или прекращения деятельности этих объектов по уничтожению химического оружия в случае возникновения угрозы для безопасности граждан и окружающей природной среды. Право законодательной инициативы по этому вопросу может принадлежать соответствующим администрациям субъектов РФ, органам местного самоуправления и комиссиям субъектов РФ по химическому разоружению».

ПО РАЗДЕЛУ III «Надзор и контроль…»
7. В ст.10, определяющей компетенцию специальной уполномоченных органов надзора и контроля при проведении работ с химическим оружием, сами эти органы не названы, что создает возможность интерпретации этой статьи таким образом, что это будут органы Министерства Обороны РФ и МЧС, а не Минприроды, Госкомсанэпиднадзор и Росгидромет. Между тем в США все известные случае утечки отравляющих веществ на военно-химических базах были обнаружены и обнародованы исключительно гражданским Агентством по охране природы, которое действует непосредственно на всех этих базах независимо от армии США. Соответствующая норма об ответственности Минприроды РФ была определена и в первой версии закона (ст.20), которая была согласована администрациями регионов нынешнего хранения химического оружия, а потом выброшена из законопроекта без их ведома.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Восстановить четкое определение ответственности гражданских ведомств надзора и контроля РФ за экологически безопасное проведение работ с химическим оружием на объектах по хранению и уничтожению химического оружия Министерства обороны РФ, предпослав ст.10 законопроекта следующий абзац:

«Надзор за соблюдением требований безопасности для людей и окружающей природной среды при выполнении мероприятий по уничтожению химического оружия осуществляют федеральные органы надзора и контроля — Минприрода РФ и по согласованию с ней Госкомсанэпиднадзор и Росгидромет. Им предоставляется право приостановки или прекращения деятельности объектов Министерства Обороны РФ по уничтожению химического оружия в случае возникновения угрозы для безопасности граждан и окружающей природной среды».

ПО РАЗДЕЛУ IV «Принципы обеспечения безопасности…»
СТАТЬЯ 14, перечисляющая основные показатели, определяющие уровень безопасности граждан и защиты окружающей среды при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, содержит, среди прочего, следующее:
* состояние здоровья граждан и окружающей среды в зонах защитных мероприятий;
* наличие контрольно-измерительных приборов, систем управления, регулирования и сигнализации, а также автоматических средств предупреждения и локализации возможных чрезвычайных ситуаций.

8. Считать «состояние здоровья граждан» показателем безопасности при работах с химическим оружием безнравственно в принципе, поскольку это означает официальное решение на постановку опытов с химическим оружием непосредственно на людях.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Сохранение этой записи вряд ли целесообразно: на самом деле этот метод корректировки уровня безопасности не предполагается к применению — в статье перечислено немало иных вполне эффективных средств.

9. По официальным данным, в настоящее время армия не располагает контрольно-измерительными приборами, которые бы позволяли уверенно поддерживать концентрации новейших отравляющих веществ в воздухе на допустимом уровне для рабочих зон (чувствительность армейских приборов по крайней мере в 10 раз хуже действующих нормативов). Вследствие этого принципиально возможно непрерывное и не поддающееся контролю перетекание новейших отравляющих веществ (V-газа, зомана, зарина) из рабочих зон в населенные пункты. При этом чувствительность армейских приборов по крайней мере в 1000 раз хуже норм, установленных для атмосферного воздуха населенных мест. Законом не предусмотрены меры по предотвращению этой возможности: действующие нормативы и стандарты безопасности и имеющиеся приборы не адекватны.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СТАТЬЯ 14 должна быть закончена следующим новым абзацем:
«Запрещается проведение работ с химическим оружием на объектах Министерства Обороны РФ, если гражданские контрольные службы соответствующего субъекта РФ не располагают контрольно-измерительными приборами, способными измерять концентрации отравляющих веществ на уровне нормативов, установленных для атмосферного воздуха населенных пунктов».

ПО РАЗДЕЛУ VI «Права граждан…»
10. В разделе VI законопроекта, определяющем права граждан на безопасные условия проживания в зоне деятельности объектов по хранению и уничтожению химического оружия, получение социально-экономических льгот и медобслуживание, отсутствует статья о возмещении ущерба. В первой версии закона эта статья существовала (ст.15), она была согласована с территориями и определяла ответственность государства перед гражданами за последствия неправильной организации работ по хранению и уничтожению химического оружия.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Восстановить статью законопроекта о праве граждан на возмещение ущерба в следующей редакции:
«СТАТЬЯ N . Возмещение ущерба, причиненного вследствие мероприятий по хранению и уничтожению химического оружия.
Гражданам гарантируется полное возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу в ходе или вследствие проведения мероприятий по хранению и уничтожению химического оружия, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации».

11. Жители населенных пунктов, рядом с которыми ныне складировано химическое оружие, живут в условиях, приближенных к средневековым. Достаточно сказать, что в Почепе, Камбарке, Кизнере и т.д. отсутствует обыкновенная канализация. И нет никаких признаков того, что к концу периода уничтожения химического оружия (формально через 10-15 лет) это положение изменится. Поэтому может лишь вызвать улыбку декларированное в разделе VI (ст.20) право граждан, постоянно проживающих в зоне защитных мероприятий, на социально-экономические льготы, в число которых входит «улучшение социально-бытовых условий … за счет средств федерального бюджета» — способ реализации этого права будет определяться не законом, а правительством РФ. Тем более что не ясна практика правоприменения ст.20 для случая, если химическое оружие будет уничтожаться вдали от мест его нынешнего складирования, то есть если в конкретном регионе будут образованы как минимум две зоны защитных мероприятий, не говоря уж о трассе его будущей транспортировки. Чтобы ст.20, невыполнение которой чревато будущими социально-политическими потрясениями, стала полновесной, ее третий абзац должен определить надежный механизм реализации.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Дополнить абзац третий ст.20 следующим образом:
«Порядок предоставления, конкретные виды и размеры льгот, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Для обеспечения работ по улучшению социально-бытовых условий граждан, проживающих в местах складирования и местах уничтожения химического оружия, заключаются специальные ГРАЖДАНСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ. Ими определяются списки возводимых объектов социальной инфраструктуры, а также объемы и сроки работ. От имени федеральных властей соглашения подписывают руководители объектов по хранению и уничтожению химического оружия Министерства Обороны РФ, от имени граждан — органы местного самоуправления и общественные объединения. Гражданские соглашения должны обязательно включать право представителей граждан на приостановку работ по уничтожению химического оружия в случае, если представители федеральных властей приостановят работы по возведению объектов по улучшению социально-бытовых условий граждан».

12. Право на информацию в ст.22 законопроекта сформулировано с открытым ущемлением уже существующих прав граждан — позволено спрашивать только о зоне защитных мероприятий, только в органах государственной власти да и то лишь тем людям, кто там непосредственно проживает. Между тем, по уже действующему закону, любой гражданин РФ имеет право на получение в любом месте любой экологической информации.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Полностью переформулировать ст.22, приблизив ее по содержанию к тому тексту, что был выработан в первой версии закона (тогда это была ст.10), согласован с территориями и затем выброшен:

«СТАТЬЯ 22. Право граждан на получение информации.
Граждане Российской Федерации, общественные объединения, средства массовой информации имеют право, в соответствии с законодательством Российской Федерации, на получение от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, ответственных за реализацию программ уничтожения химического оружия, в соответствующих контрольно-надзорных инстанциях любой информации, касающейся вопросов биологической и химической безопасности намечаемых к сооружению, проектируемых, сооружаемых, эксплуатируемых и выводимых из эксплуатации объектов по хранению и уничтожению химического оружия».

13. Право доступа на объекты по хранению и уничтожению химического оружия сформулировано в ст.23 слишком неопределенно, причем с отсылкой на несуществующий закон. Это чревато возникновением у стен военно-химических арсеналов толп возбужденных людей.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Переформулировать ст.23 заново и без отсылок:
«СТАТЬЯ 23. Право доступа на объекты по хранению и уничтожению химического оружия.
Представители органов государственной власти, средств массовой информации, граждане и представители их общественных объединений, независимые эксперты имеют право доступа на объекты по хранению и уничтожению химического оружия Министерства Обороны РФ по решению руководства этих объектов».

ПО РАЗДЕЛУ VII «Ответственность…»
14. По нынешней версии закона, федеральные органы исполнительной власти, руководители объектов по хранению и уничтожению химического оружия (ст.24) и должностные лица (ст.25) должны нести ответственность за отравление людей только в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с работами с химическим оружием, а не за любые нарушения условий безопасности при работах с химическим оружием, независимо от того, привели или не привели они к отравлению людей. Подход, определяемый статьями 24 и 25, предполагает, что при нормальной деятельности объектов отравление людей будто бы происходить не должно. Это ошибка. У нас в стране тысячи людей были отравлены не при чрезвычайных ситуациях (их существование вообще долгое время отрицалось), а именно при нормальном производстве химического оружия. И эти люди до сих пор не получили компенсацию и/или иные формы социальной защиты за свой каторжный труд.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Эти формулы должны быть безусловно изменены: в статьях 24 и 25 вместо фраз типа «ответственность за вред от воздействия токсичных химикатов при чрезвычайных ситуациях» должны быть внесены фразы типа «ответственность за любые нарушения условий безопасной эксплуатации, вне зависимости от того, привели или не привели они к ущербу для здоровья людей и состоянию окружающей природной среды».

15. Возможность возникновения более широкого спектра опасных ситуаций при работах с химическим оружием понимали и разработчики законопроекта. Во всяком случае в ст.26 «Ответственность граждан» они предусмотрели для жителей, которым судьбой предназначено жить возле объектов по хранению и уничтожению химического оружия, более многослойную ответственность. Эта социально близорукая «асимметрия», безусловно, должна быть устранена при окончательном редактировании текста.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Сократить ст.26 до следующего вида:

СТАТЬЯ 26 «Ответственность граждан.
Граждане Российской Федерации несут административную, материальную или уголовную ответственность за:
* преднамеренные действия с химическим оружием, которые могут повлечь или повлекли за собой возникновение чрезвычайных ситуаций, или нанесли вред здоровью граждан, их движимому и недвижимому имуществу, или привели к загрязнению окружающей среды;
* невыполнение распоряжений и предписаний органов государственного надзора и контроля, направленных на обеспечение безопасности граждан и защиту окружающей среды.
Виды и и степень ответственности устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Комментарии запрещены.