« Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск »
*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
* Сообщение UCS-INFO.471, 21 августа 1999 г. *
*******************************************************************
Пища наша
ОСТОРОЖНО — «НОВОЕ» СЛИВОЧНОЕ МАСЛО
«НЕ ПОДМАСЛИШЬ — НЕ ПРОДАШЬ. В России право покупателя на
необходимую и достоверную информацию о продуктах закреплено в
законе «О защите прав потребителей» и детально расшифровано в
ГОСТе Р 51074-97 «Продукты пищевые. Информация для потребителя.
Общие требования». Цель этого ГОСТа лучше всего выражена в пункте
3.4: «Информация, приводимая в тексте на упаковке (потребительской
таре), этикетке, контрэтикетке, ярлыке или листе-вкладыше, должна
быть однозначно понимаемой, полной и достоверной, чтобы потребитель
не мог быть обманут или введен в заблуждение относительно состава,
свойств, пищевой ценности, природы, происхождения, способа
изготовления и употребления, а также других сведений, характеризующих
прямо или косвенно качество и безопасность пищевого продукта, и не
мог ошибочно принять данный продукт за другой, близкий к нему по
внешнему виду или органолептическим показателям».
Несмотря на то, что отечественный ГОСТ много мягче законов,
регламентирующих потребительскую информацию на упаковке в развитых
странах, его мало кто из производителей соблюдает. Нередко на стороне
нарушителей стоят органы сертификации, призванные соблюдать букву
ГОСТа.
В сертификационном центре при Всероссийском НИИ рыбного хозяйства
и океанографии нас пытались убедить в том, что наименование «крабовые
палочки» законно для продукта, сделанного из рыбного фарша сурими. И
это при том, что в пункте 3.5 ГОСТа прямо оговаривается недопустимость
таких названий, и в качестве примера приводятся именно крабовые палочки.
«Экспертиза» неоднократно писала о комбинированных маслах: многие
производители этого масла, изготовленного из смеси растительного и
коровьего жиров, маскируют свой продукт под сливочное масло. Естественно,
при этом нарушаются правила существующего ГОСТа. Статьи вызвали
возражения ряда производителей. Но правда оказалась на нашей стороне.
По инициативе «Известий» в «Ростесте-Москва» была проведена экспертиза
упаковок трех комбинированных масел — «Смоленского крестьянского
особого» (ЗАО «Демиург»), «Крестьянского особого» (ОАО «Мытищинский
молочный завод>) и «Солнечногорского» (000 «Ридут»).
Результаты экспертизы первого — «крестьянского» масла приводим
практически дословно: «На этикетке мелким шрифтом указывается
наименование вида продукта масло комбинированное «Смоленское». Эта
информация располагается на боковых сторонах пачки продукта и
затруднена для чтения при покупке. На лицевой стороне пачки
информация о комбинированном продукте отсутствует, это вводит
в заблуждение покупателя о природе данного продукта.
На лицевой стороне этикетки в наименовании продукта дополнительно
указывается «Крестьянское особое». Наименование «Крестьянское»
предусматривается ГОСТОМ 37-91 для масла сливочного с содержанием
жира 72,5%. Использовать название «Крестьянское» для данного продукта,
содержащего растительный жир, считаем неправомерным, несмотря на то,
что название продукта дополнено термином «особое».
Масло «Солнечногорское» мы отправили на экспертизу с определенным
умыслом. Это было единственное комбинированное масло, на лицевой
стороне упаковки которого было указано, чтооно изготовлено «из
молочно-растительного сырья». Это был главный и единственный претендент
на победу в конкурсе на самую «Честную упаковку», объявленном
«Экспертизой». Но в «Ростесте-Москва» нашли изъян и на упаковке
«Солнечногорского» масла: поскольку растительных жиров в этом продукте
больше, чем молочных, более правильной была бы надписать «из
растительно-молочного сырья».
А.Мельников, «Известия», 18 августа 1999 г.
* * *
Предыдущие сообщения об «играх» на фронте «маргарин вместо
масла» см. в UCS-INFO.261,266,377,382,447.