UCS-INFO.501

« Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск »

*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
* Сообщение UCS-INFO.501, 15 октября 1999 г. *
*******************************************************************
Химия и жизнь
К 15 октября — дню создания Союза
«За химическую безопасность» (1993)

СТОЙКИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ ЗАГРЯЗНИТЕЛИ: ВЗГЛЯД ИЗ ЖЕНЕВЫ

С 6 по 11 сентября 1999 года в Женеве состоялось третье
заседание Межправительственного комитета, наделенного мандатом
ЮНЕП по подготовке международного документ по осуществлению
юридически обязательных мер в отношении ограничесния в окружающей
среде стойких органических загрязнителей (СОЗ). Предыдущие встречи
прошли в июне-июле 1998 г. в Монреале (Канада) и в январе 1999 г.
в Найроби (Кения).
Во встрече в Женеве приняли участие более 400 представителей
из 110 стран, 10 международных и 70 неправительственных организаций.
В отличие от заседаний в Монреале и в Найроби, в женевской встрече
приняла участие большая группа представителей неправительственных
экологических и правозащитных организаций стран СНГ (всего 14
человек), в том числе от России (9 человек от многих организаций,
в том числе от АВЭ-ИНФО), Украины (2 представителя «Мамы-86″),
Армении (2), Грузии (1).
В подготовке и в самой встрече приняли активное участие ряд
крупных неправительственных экологических и правозащитных объединений
мира — Фонд в защиту дикой природы (WWF), Гринпис (Greenpeace),
«Женщины Европы — за общее будущее» (WECF), а также менее известная
в СНГ сеть IPEN — Международная cеть неправительственных организаций,
выступающих против СОЗ. Последняя была создана при активном участии
международной организации «Врачи за социальную ответственность».
Эти объединения и сети не только подготовили свои документы
по теме СОЗ (особенно интересными оказались материалы WWF и IPEN),
но и выступали со своими предложениями и замечаниями непосредственно
в зале заседания (так решают вопросы у «них»).
Представляется важным то обстоятельство, что IPEN организовала
4-5 сентября специальную предварительную встречу неправительственных
организаций, посвященную изучению вопроса, подготовке к участию
неправительственных организаций в работе комитета ЮНЕП, а также
обсуждению документа IPEN («Платформы») по СОЗ. К сожалению, тот
факт, что неправительственные организации СНГ впервые приняли
столь активное участие во встречах по проблеме СОЗ, привел к
тому, что им практически не было предоставлено возможности для
изложения своих позиций в пленарном порядке. Было, однако, и
исключение — выступление представительницы Союза «За химическую
безопасность» России Л.К.Комогорцевой (г.Брянск).
Из документов неправительственных организаций наиболее серьезным
и проработанным оказался текст IPEN. Это обстоятельство позволило
Союзу «За химическую безопасность» присоединиться к нему еще в
процессе предварительной подготовки к встрече в Женеве. Имелось
в виду, что документ IPEN, как и текст самого межправительственного
соглашения по СОЗ, является предварительным, так что присоединение
к нему дало возможность неправительственным организациям России
быть в курсе событий и в процессе дальнейшей работы вносить
замечания по его содержанию.
Таких замечаний было высказано во время встречи в Женеве
очень много, и все они будут рассмотрены в будущем. Дело в том,
что, как неоднократно отмечалось, текст проекта международного
соглашения по СОЗ не безгрешен. Это касается и состава химических
веществ, взятых на первоначальное рассмотрение, и ряда моментов
создания контрольного механизма по выполнению соглашения. Однако,
поскольку работа над соглашением носит консенсусный характер,
а СОЗ в своем распространении в мире не знают границ, необходимо
было искать такие формы участия неправительственных организаций,
которые бы позволили обеспечить максимальный учет их мнения.
Следующее заседение межправительственного комитета ЮНЕП
намечено на весну 2000 г. в Германии.
В процессе встреч неправительственных организаций в Женеве
выяснилось, что специфика работы IPEN по участию в подготовке
международного документа по СОЗ такова, что она предусматривает
при обсуждении вопросов кооперирование сил и мнений в рамках
отдельных регионов — Африки, Южной Америки, Западной Европы и т.д.
В связи с этим большинство представителей общественных
организаций стран СНГ, принимавших участие в женевской встрече,
согласились с необходимостью объединения усилий в рамках рабочей
группы по СОЗ стран СНГ. От участия в решении этого вопроса
воздержались двое — Е.Васильева из России (Волгоград) и И.Кузанова
из Грузии. Было решено, что функции рабочей группы будут иметь
исключительно информационно-координационный характер и исключат
какое-либо управление. Равным образом, было решено, что образование
рабочей группы стран СНГ не исключает возможности для любых
организаций этого региона иметь прямые контакты с любой другой
организацией IPEN и с руководством IPEN по любым вопросам проблемы
СОЗ. Координатором группы был избран Л.А.Федоров (Россия, Союз
«За химическую безопасность»).
По окончании встречи в Женеве рабочая группа стран СНГ
направила руководству IPEN извещение о своем образовании, о
поддержке платформы IPEN и о своем желании участвовать в
дальнейшей работе над платформой IPEN по СОЗ.
Ниже приводится текст платформы IPEN по проблеме СОЗ.
Мы будем рады ПРИСОЕДИНЕНИЮ к этой платформе тех общественных
организаций РОССИИ, которые найдут текст приемлемым для себя.
Для сведения сообщаем, что к платформе уже ПОСЛЕ встречи в
Женеве присоединилось много экологических организаций стран
СНГ (сверх тех, что участвовали в совещании в Женеве):
от Армении — 1, от Беларуси — 1, от Казахстана — 1, от Киргизстана -
2, от Туркменистана — 1, от Узбекистана — 1, от Украины — 2.
Будем рады также замечаниям по тексту документа.

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

МЕЖДУНАРОДНАЯ СЕТЬ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (IPEN) -
ПРОТИВ СТОЙКИХ ОРГАНИЧЕСКИХ ЗАГРЯЗНИТЕЛЕЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (СОЗ)

Международная cеть неправительственных организаций, выступающих
против стойких органических загрязнителей (СОЗ; the International
POPs Elimination Network, IPEN), — это рабочая группа некоммерческих
общественных организаций, сосредоточивших свое внимание на
достижении глобального соглашения по устранению из жизни СОЗ.
Платформа действий по устранению СОЗ обеспечивает участников IPEN
рациональным планом действий и описанием концептуальных рамок и
инициатив, которые необходимы для достижения эффективного и
юридически обязывающего соглашению по СОЗ.
В части I («Информация о стойких органических загрязнителях»)
дается описание самих СОЗ, освещаются проблемы их существования и
приводятся научные свидетельства о серьезном ущербе, вызываемом СОЗ в
глобальной окружающей среде, включая человека, живые организмы дикой
природы и целые экосистемы. Здесь же обобщаются некоторые моменты,
из которых следует необходимость достижения глобального соглашения
по СОЗ. В части II («Платформа по борьбе с СОЗ») содержится призыв
к действиям, который адресован к правительствам всего мира, побуждая
лиц, принимающих решения, при разработке глобального соглашения
по СОЗ взять на вооружение 9 ключевых принципов. Среди прочего,
соглашение должно предусматривать:
* исключение СОЗ и источников их возникновения должно осуществляться
в режиме быстрого, упорядоченного процесса, причем первоначально
внимание должно быть сфокусировано на 12 приоритетных СОЗ, которые
включают такие хорошо известные химические вещества, как ДДТ,
полихлорбифенилы (PCBs) и диоксины;
* отказ от идеи, что вещества, включенные в список СОЗ, можно
продожать производить и выбрасывать в окружающую среду — СОЗ
по самой природе являются веществами, трудно поддающимися
контролю;
* остановка и запрет всех производств, использования и торговли
СОЗ, которые являются продуктами и сопутствующими продуктами
индустрии, а также нахождение, сбор и уничтожение прошлых и
существующих запасов СОЗ;
* создание программ по преодолению недостатка мощностей в некоторых
странах, необходимых для исключению СОЗ и их источников, а также
по нахождению и использованию безопасных альтернативных веществ
и процессов;
* гарантирование, что здоровье и безопасность не будут предметом
компромиссов в процессе исключении СОЗ, особенно в таких сферах,
как контроль за инфекционными болезнями и производство
продовольствия;
* создание листа новых СОЗ, когда соглашение по СОЗ станет действующим,
посредством создания работающего и прозрачного набора критериев и
процедур, основанных на защите окружающей среды.

I. ИНФОРМАЦИЯ О СТОЙКИХ ОРГАНИЧЕСКИХ ЗАГРЯЗНИТЕЛЯХ (СОЗ)

А. Что такое СОЗ?

1. СОЗ — это органические (углеродные) химические соединения и
смеси, которые включают промышленные вещества типа полихлорбифенилов,
пестициды типа ДДТ, а также также неожиданные вредные отходы типа
диоксинов. СОЗ — это первичные и побочные продукты цивилизации,
которые появились сравнительно недавно.
2. СОЗ, попавшие в окружающую среду, могут перемещаться по воздуху
и воде в различные регионы, удаленные от первоначальных источников. В
этих регионах СОЗ могут концентрироваться в живых организмах, в том
числе в людях, до уровней, способных нанести сильный вред здоровью
человека и/или окружающей среде. СОЗ обладают рядом общих свойств:
а) СОЗ устойчивы в окружающей среде — они не подвергаются
фотолитическому, химическому и биологическому разложению;
б) СОЗ — сравнительно малолетучие вещества, они испаряются довольно
медленно. Попадая в воздух, эти вещества перемещаются на большие
расстояния с воздушными потоками, и затем возвращаются в землю. Чем
холоднее климат, тем меньше СОЗ испаряется, в результате чего они
накапливаются в таких регионах, как Арктика, расположенная за тысячи
километров источников;
в) Обычно СОЗ мало растворимы в воде и хорошо растворимы в жирах
(маслах). Такие стойкие вещества способны биоаккомулироваться в
жировых тканях живых организмов. Их концентрация по мере перемещения
по пищевой цепи может возрастать в тысячи и миллионы раз.
г) Из-за своей токсичности СОЗ могут нанести вред человеку и другим
организмам даже в малых концентрациях. Некоторые СОЗ даже в крайне
малых концентрациях могут нарушать нормальные биологические функции
живых организмов, в том числе активность природных гормонов и
других «химических почтальонов», инициировать множество других
потенциально вредных эффектов.

Б. Ущерб, вызываемый СОЗ

3. Известно, что СОЗ оказывают вредное воздействие на некоторые
группы населения и виды дикой природы в полярных и умеренных широтах.
Пока мало исследований документируют вред, наносимый здоровью в
тропических регионах из-за выбросов СОЗ в окружающую среду. Ясно,
что если СОЗ наносят вред здоровью человека и экосистемам за тысячи
километров от источника, они вызывают не меньший или даже больший
ущерб в самом регионе источника и вблизи него. Отсутствие четко
документированных свидетельств вреда не означает отсутствие самого
вреда.
4. Для некоторых участников IPEN начало интереса и озабоченности
проблемами, связанными с СОЗ, относится к концу 1960-х гг. В те годы
ученые начали накапливать свидетельства вреда, наносимого рыбе,
птицам и млекопитающим в великих озерах Северной Америки и вокруг
них. В некоторых случаях преобладающие источники СОЗ находились
относительно близко, в других — за тысячи километров. Ущерб был
особенно велик у видов высокоорганизованных хищников. Он включал:
* нарушение функций размножения и сокращение популяций,
* анормальное функционирование щитовидной железы и других
гормональных систем,
* снижение различий между полами (феминизация самцов и
мускулинизация самок),
* аномалии в поведении,
* образование опухолей и возникновение рака,
* появление огромных дефектов рождения.
5. Встревоженные такими результатами, ученые исследовали также
ущерб, наносимый человеку, который в конечном счете также может
считаться высокоорганизованным хищником. В последующие годы были
систематизированы очевидные свидетельства того, что из-за
воздействия СОЗ у человека могут возникать:
* рак и опухоли в различных системах,
* нервно-поведенческий ущерб, включая ослабление функции
познания, ухудшение характеристик при исполнении стандартных
тестов, изменения в темпераменте,
* изменения в иммунной системе,
* ухудшение функции размножения и отклонения в половой сфере,
* сокращение периода лактации у кормящих матерей,
* болезни, такие как эндометриозис (болезненное хроническое
гинекологическое нарушение, в процессе которого ткани матки
разрастаются вне матки), увеличение случаев диабета и другие.
Особенно опасными представлялись свидетельства того, что наиболее
уязвимы к воздействию СОЗ женщины, младенцы и дети.
6. У людей, как и в дикой природе, ущерб, связанный с воздействием
СОЗ, часто сказывается не на взрослом населении, подверженном
влиянию загрязнителей, а на его потомстве. Воздействие СОЗ на мать
переносится через плаценту на развивающийся зародыш и через грудное
молоко — на выкармливаемого младенца и может нанести огромный вред
на уязвимых стадиях развития, причем это воздействие может и не быть
явно выражено до тех пор, пока младенец не достигнет половой зрелости
или взрослого состояния.
7. В первые десятилетия нынешнего столетия СОЗ фактически не
присутствовали в окружающей среде. Производство и появление СОЗ резко
возросли после второй мировой войны. В настоящее время во многих
регионах мира экосистемы и продовольствие (особенно это касается рыбы,
мяса и молочных продуктов) загрязнены СОЗ. В мире часть дикой природы
испытывает влияние СОЗ, которое достигло или почти достигло уровня,
при котором возможно (в некоторых случаях это уже происходит)
нанесение вреда экосистемам. У многих людей содержание СОЗ в
организме также достигло уровней, опасных для здоровья.
8. Обычно люди подвергаются воздействию СОЗ через пищу. Те люди,
которые работают и проживают в районах, расположенных рядом с
источниками СОЗ, могут быть подвержены влиянию СОЗ также через органы
дыхания и посредством кожных контактов. Наиболее всего подвержены
влиянию СОЗ люди, чья диета включает большие количества дикой пищи
и особенно крупных рыб, морских млекопитающих и других продуктов
водного происхождения. Яркое тому свидетельство (к тому же хорошо
задокументированное) — это серьезная угроза здаровью аборигенов,
проживающх в полярных регионах на очень большом отдалении от
большинства источников СОЗ, например, такому народу, как инуиты
(эскимосы), которые проживают в приполярном регионе. Однако местные
мясные и молочные продукты в тропических и умеренных зонах
также бывают серьезно загрязненными СОЗ. Те СОЗ, которые обычно
перемещаются на большие расстояния воздушными потоками, могут
также перемещаться и на короткие дистанции, загрязняя, например,
животноводческие пастбища.

В. Действия против СОЗ

9. Поскольку продолжительность одного поколения людей довольно
велика (20-30 лет), свидетельства вреда человеку, вызываемые СОЗ,
выявлялись очень медленно. В настоящее время, когда сумма свидетельств
вреда человеку, возникающего от СОЗ, быстро возрастает, расширяется и
движение озабоченных этой проблемой людей, организаций и правительств,
которые выступают против СОЗ и за устранение их источников.
10. Ответственные лица многих правительств уже сейчас разрабатывают
планы и стратегию решения проблемы СОЗ в своих странах. Во многих
странах применение ряда СОЗ запрещено или строго ограничено, что
привело к снижению их уровня в окружающей среде на местном или
региональном уровне. Однако, из-за трансграничной природы СОЗ
эффективное решение проблемы требует международного сотрудничества
в глобальном масштабе.
11. К счастью, многие межправительственные организации, такие
как Экологическая программа ООН (UNEP), Всемирная организация
здоровья (WHO), Правительственный форум по химической безопасности
(IFCS), и другие, уже получили поручения от различных правительств
создать глобальный план действий против СОЗ. В феврале 1997 г.
Управляющим советом такой организации, как UNEP, было принято
решение, одобренное в мае 1997 г. Всемирной ассамблеей здоровья,
о начале глобальной межправительственной разработки юридически
обязывающего акта по СОЗ. В конце июня 1998 года Межправительственный
комитет по разработке (INC) проведет свою встречу в Монреале и
начнет разрабатывать глобальную, юридически обязывающую
Конвенцию для решения этой важной проблемы.
12. Участники проекта должны были предложить возможные действия
по борьбе с СОЗ, включенными в краткий список из двенадцати СОЗ
(иногда их называют «грязной дюжиной»). В список включены:
* диоксины,
* фураны,
* полихлорбифенилы (PCBs),
* ДДТ,
* хлордан,
* гептахлор,
* гексахлорбензол (HCB),
* токсафен,
* алдрин,
* дилдрин,
* эндрин,
* мирекс.
Кроме того, должны быть разработаны критерии и процедура установления
новых, дополнительных СОЗ — кандидатов на включение в будущую систему
обязательных действий против СОЗ.
13. Решение UNEP собрать Межправительственный комитет по СОЗ
включает в большом рамочном документе, который уже был одобрен
правительствами, помимо прочего, следующие положения:
а) «в отношении включенных в список СОЗ пестицидов должны быть
приняты меры по быстрой остановке имеющегося производства, а
последующее использование остатков, как альтернатива, должно
быть направлено лишь на небольшое число признанных видов
применения»;
б) «в отношении включенных в список СОЗ промышленных химических
веществ необходимо ликвидировать с течением времени такие СОЗ,
как полихлорбифенилы и гептахлорбензол, в глобальном масштабе и
перейти к полному прекращению их применения, в связи с чем
существует необходимость в управлении использованием остатков,
их хранением и размещением»;
в) «в отношении СОЗ, которые генерируются в качестве побочных
продуктов [имеются в виду диоксины и фураны], должны быть в
срочном порядке приняты возможные на данном этапе меры, в
результате которых может быть достигнуто реальное и значительное
сокращение выбросов СОЗ и/или устранение их источников, и это
должно осуществляться посредством действий, которые представляются
выполнимыми и практическими, а также должны быть изучены и
осуществлены дополнительные меры»;
г) «должны быть предприняты реальные действия по уничтожению
запасов устаревших СОЗ, включенных в перечень, и по очищению
резервуаров СОЗ в окружающей среде»;
д) «при разработке и осуществлении международных действий [против
СОЗ], должны учитываться соответствующие социально-экономические
факторы, в том числе: возможные последствия на производство
продовольствия; …возможное влияние на здоровье человека
(имеются в виду вещества, необходимые для контроля за переносчиками
инфекций); … необходимость наращивания необходимых мощностей в
отдельных странах и регионах; …вопросы финансирования; возможные
последствия торгового характера».
14. Правительства, представители которых встретились в 1997 г. на
Управляющем совете UNEP, были призваны вести работу по СОЗ таким
образом, чтобы закончить эту деятельность в 2000 г. Затем, после
завершения этапа разработки и переговоров, наступит период ожидания
того, когда Конвенция по СОЗ будет ратифицирована и вступит в силу.
В связи с этим правительствам, межправительственным и другим
организациям необходимо начать действия против СОЗ немедленно, еще
до вступления в силу юридически обязывающих распоряжений.

II. ПЛАТФОРМА ПО БОРЬБЕ С СОЗ

Нижеподписавшиеся организации согласны с тем, что:
15. Целью Конвенции по СОЗ является создание систематической и
длительной Программы действий по устранению СОЗ и их основных
источников, в которой примут участие все страны. Это представляется
единственным способом действий, который с течением времени может
привести к устранению вреда, причиняемого СОЗ.
16. Цель глобальной Конвенции по СОЗ не должна определяться
как «улучшение управления рисками, связанными с СОЗ». СОЗ — это не
«риск», а очень длительный источник нанесения серьезного ущерба
биосфере — человеку, дикой природе и целым экосистемам во всем мире.
Точно также целью глобальной Конвенции по СОЗ не может быть
улучшение управления СОЗ и выбросами СОЗ, поскольку СОЗ по своей
природе являются веществами, не поддающиеся управлению. Однако мы
признаем, что устранение всех основных источников СОЗ и очищение
от СОЗ их экологических резервуаров во многих случаях будет трудным и
емким по времени. Мы также признаем, что СОЗ останутся в окружающей
среде и в пищевых цепях в течение длительного периода, даже после
эффективного применения мер по их устранению. По этой причине
режимы по управлению СОЗ будут необходимы и часто востребованы на
временной основе, так как долгосрочные проекты при их осуществлении
возымеют эффект лишь с течением времени. Управление СОЗ, однако,
должно рассматриваться в качестве дополнительной меры по устранению
СОЗ, а не как альтернативный вариант.
17. Правительства стран мира через уполномоченный UNEP
Межправительственный комитет по разработке (INC) должны создать
юридически обязывающую глобальную Программу действий по устранению
СОЗ и их антропогенных источников, основываясь на следующих
принципах:
а) программа действий против СОЗ должна исходить из режима,
который способен обеспечить решение проблемы с учетом неспособности
многих стран устранять СОЗ и их антропогенные источники без
значительной поддержки извне. Поддержка будет часто оказываться для
того, чтобы страны могли находить и осуществлять эффективные
альтернативы при решении проблемы СОЗ и их источников, делая ставку
главным образом на нехимические альтернативы, где это только возможно.
Соглашение по устранению СОЗ должно включать серьезные обязательства
по совместной ответственности, в том числе поддержку извне, а также
техническую и другие виды поддержки для усиления средств борьбы с
СОЗ. Режим должен включать мобилизацию денежных средств и экспертизы
со стороны ООН и других агентств, частного сектора, НПО и
гражданских групп для того, чтобы активно содействовать созданию
безопасных, экологически обоснованных, целесообразных и эффективных
средств для достижения желаемых результатов.
б) Не следует просить или требовать от стран и регионов предпринятия
действий в соответствие с соглашением по СОЗ, которые сами по себе
представляют опасность для здоровья и благосостояния людей и
окружающей среды. Должны быть предприняты специальные усилия для
того, чтобы при действиях по устранению СОЗ не пострадали здоровье и
безопасность (особенно в районах, где осуществляется контроль над
инфекционными болезнями, где происходят производство необходимых
пищевых продуктов и другие социальные или оздоровительные
мероприятия). Должна быть предусмотрена передача этим странам
и регионам научных, финансовых и технологических ресурсов, с тем
чтобы помочь при избавлении от СОЗ. Предлагаемые альтернативы СОЗ
не могут считаться приемлемыми, если они будут представлять угрозу
здоровью или окружающей среде в местном или региональном масштабе
из-за токсичности или по другим причинам — даже если альтернативы
предусматривают устранение СОЗ.
в) После того, как вещество включено в список СОЗ, невозможно
согласиться с тем, чтобы оно продолжало генерироваться и
выбрасываться в окружающую среду. Нельзя согласиться и с
утверждением, что эмиссия и выбросы СОЗ могут поддаваться
эффективному управлению и контролю. Если какое-то вещество попало
в список СОЗ как объект юридически обязывающего акта в рамках
Программы действий против СОЗ, в этом случае графики действий
должны предусматривать полное прекращение его использования и
исключение всех его выбросов. Эффективность исключения СОЗ не
должна оцениваться посредством измерения наличия его в окружающей
среде. СОЗ не имеют приемлемых уровней эмиссии, не существует
приемлемой однодневной дозы потребления СОЗ, не существует
приемлемых уровней наличия СОЗ в окружающей среде.
г) Для СОЗ, которые UNEP избрала в качестве объекта для устранения
(12 из них уже названо, позже могут быть добавлены и другие),
юридически обязывающий акт должен подразумевать принятие глобальной
Программы действий, которая будет обеспечивать быструю, но
упорядоченную и ответственную:
* для СОЗ, которые производились специально, — ликвидацию, а
затем наложение запрета на любое сознательное производство
и использование, а также прекращение любых импорта, экспорта,
перевозок и продажи;
* для СОЗ, которые порождаются как неожиданные загрязнители,
побочные продукты и продукты сгорания, — их выявление и
ликвидацию основных антропогенных источников; при выявлении
источников должны учитываться промышленные процессы, технологии
размещения отходов и антропогенные продукты и материалы, как
правило связанные с порождением СОЗ в течение их обычного цикла;
* для запасов устаревших СОЗ и экологических накопителей СОЗ, -
выявление, сбор и разрушение СОЗ такими способами, которые
сами по себе не создают риска и не порождают СОЗ или каким-то
иным образом не угрожают здоровью и окружающей среде.
д) При выборе новых СОЗ, не входящих в начальный список 12 СОЗ и
предусмотренных для устранения в рамках Программы действий, должны
быть установлены исполнимые и прозрачные процедуры и критерии,
основанные на сохранении окружающей среды и здоровья,
е) Устранение СОЗ должно происходить в последовательном
(ступенчатом) режиме, который должен быть быстрым, упорядоченным
и справедливым. Ненужные задержки не могут быть оправданы. Ступени
ликвидации СОЗ должны осуществляться спланированно и упорядоченно,
с тем чтобы экономические и социальные затраты поддерживались
на минимальном уровне, а также избегались разрушения и неурядицы.
В некоторых случаях будет возникать необходимость поддержания
ступенчатого режима и/или какая-либо другая помощь отдельным
группам рабочих или группам населения, чье существование в данный
момент будет зависеть от производства или использования СОЗ, от
технологий, порождающих СОЗ или от материалов, которые обычно
порождают СОЗ в течение их обычного цикла. В тех случаях, когда
будут существовать экономические выгоды, так же как и экономические
затраты в связи с ликвидацией СОЗ, и выгоды, и затраты должны быть
ровномерно распределены среди затронутых групп. В частности,
затраты по очистке и по удалению СОЗ должны быть распределены
среди групп, ответственных за их производство. При этом особое
внимание должно быть уделено частному сектору. Управление и надзор
за действиями по устранению СОЗ, а также финансирование должны
осуществляться независимыми органами, подотчетными общественности.
ж) При разрешении проблемы СОЗ в особых случаях, упомянутых в
пунктах а) и б), а также с целью оказания поддержки правительствам,
частному сектору, НПО, ученым и другим заинтересованным сторонам
во всех странах при стремлении ускорить эффективную борьбу с СОЗ
существенно важно, чтобы был организован специальный «очищающий»
механизм, сфокусированный на СОЗ, в тандеме с глобальным юридически
обязывающим актом, который обеспечит заинтересованным сторонам
прямой доступ к необходимым источникам информации, практическому
опыту и научно-технической экспертизе для упрощения эффективного
научного, технического и финансового сотрудничества при создании
мощностей.
з) Как часть глобальных усилий по выявлению и устранению СОЗ
должны быть запущены действенные программы проверки токсичности
многих химических веществ, чьи токсичные эффекты пока не
исследованым. В рамках этих программ химические вещества должны
быть изучены как индивидуально, так и в различных комбинациях,
с тем чтобы был исследован широкий диапазон всевозможных влияний
на здоровье и окружающую среду, в том числе канцерогенность и
мутагенность, эндокринная активность, влияние на развитие, на
иммунную, нервную и репродукционную системы. В тех случаях, когда
сохраняется неопределенность в отношении вредного влияния СОЗ,
действия должны предприниматься в соответствии с предупредительным
принципом, с опорой на весомые доказательства. Особое внимание
должно быть уделено нейтрализации риска в отношении зародышей,
детей и других уязвимых групп населения.
и) Процесс борьбы против СОЗ должен быть прозрачным. Это
предполагает значимое общественное участие и достигается
разработкой глобального юридически обязывающего акта по СОЗ.
Должен быть также как можно более прозрачным режим, учитывающий
все это, равно как и связанные с этим национальные и интернациональные
действия и действия частного сектора. В свою очередь, прозрачность
подразумевает обеспечение эффективного участия общественности/НПО
при принятии решений, при выявлении и развитии безопасных и
приемлемых альтернатив СОЗ. Подразумевается также своевременный
доступ к необходимой правительственной и частной информации об
источниках СОЗ, уровнях загрязненности, об использовании и
местонахождении СОЗ, так же как и информация об опасности СОЗ.
* * *
Дальше следует обширный перечень неправительственных
организаций многих стран мира, которые уже присоединилиь к
Платформе IPEN по проблеме СОЗ.
* * *
Текст настоящего бюллетеня был подготовлен по заказу АВЭ-ИНФО
(Нижний Новгород), представительница которого Н.П.Пчелина участвовала
во встрече в Женеве, и должен был выйти в свет одновременно с АВЭ-ИНФО.
К сожалению, по техническим причинам, выпуск АВЭ-ИНФО задержался на
несколько дней. Мы не могли, однако, останавливать выпуск бюллетеня,
поскольку 21 октября 1999 г. начинаются «Дни Волги», где СОЗ
предполагаются в качестве одной из важнейших проблем рассмотрения.

Комментарии запрещены.