« Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск »
*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
**** Х И М И Я И Ж И З Н Ь ***************
*******************************************************************
** Сообщение UCS-INFO.563, 8 февраля 2000 г. *
*******************************************************************
Напрасные хлопоты
В ЧУВАШИИ НАШЛИСЬ СПЕЦИНСПЕКТОРА
«ЛЕТ 25 НАЗАД ОДНУ ИЗ ДЕРЕВЕНЬ ЯПОНИИ ПОРАЗИЛА НЕИЗВЕСТНАЯ
СТРАШНЕЙ БОЛЕЗНЬ: СОТНИ СЕМЕЙ СКОНЧАЛИСЬ В ТЯЖЕЛЫХ МУЧЕНИЯХ. ПО
НАЗВАНИЮ ДЕРЕВНИ В МИРЕ ЭТА БОЛЕЗНЬ ПОЛУЧИЛА НАЗВАНИЕ МИЯМОТО. С
ДЕСЯТОК ЛЕТ НАЗАД В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ В Г.ЧЕРНОВЦЫ НЕОЖИДАННО СТАЛИ
БОЛЕТЬ И СТРЕМИТЕЛЬНО ЛЫСЕТЬ МАЛЕНЬКИЕ ДЕТИ И ПОДРОСТКИ. В
Г.ЗЕЛЕНОГРАДЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НЕ ТАК ДАВНО СРЕДИ МАЛЫШЕЙ ДО
ПЯТИ
ЛЕТ НАЧАЛИСЬ ПОВАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ТЯЖЕЛЫМИ ЛЕГОЧНЫМИ НЕДУГАМИ,
БЫСТРО ПРИНИМАВШИМИ ХРОНИЧЕСКУЮ ФОРМУ.
ВО ВСЕХ ЭТИХ СЛУЧАЯХ РАССЛЕДОВАНИЕ ПОКАЗАЛО, ЧТО ПРИЧИНОЙ
ЗАБОЛЕВАНИЙ БЫЛО ЗАГРЯЗНЕНИЕ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ МЕСТНЫМИ
ПРОМЫШЛЕННЫМИ
ПРЕДПРИЯТИЯМИ. ПОСТОЯННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕМ
ПРИРОДЫ РАНЕЕ В ЭТИХ ГОРОДАХ НЕ ПРОВОДИЛСЯ, И НАКОПИВШИЕСЯ ТЯЖЕЛЫЕ
МЕТАЛЛЫ И ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ ДАЛИ СТОЛЬ НЕОЖИДАННЫЙ И
СТРАШНЫЙ
РЕЗУЛЬТАТ.
Приведенные примеры показывают, как важно в наш технический век
постоянно контролировать загрязнение всех природных сред, в которых
живет человек, — воды, воздуха и почвы. В Чувашской Республике
государственным экологическим контролем за источниками загрязнения
природной среды занимается специализированная инспекция аналитического
контроля Госкомэкологии Чувашской Республики, сокращенно — СИАК. В
отличие от Госкомэкологии, задача которого — следить за соблюдением
природоохранного законодательства, СИАК проводит непосредственный
инструментальный контроль выбросов и сбросов промышленных предприятий
на наличие загрязняющих веществ, определяет их величину и дает
заключение об их соответствии утвержденным нормативам.
Наша республика далеко не благополучна в экологическом отношении.
Известно, что пониженный иммунитет имеют жители Новочебоксарска и
окружающих его населенных пунктов, живущие на территории, загрязненной
выбросами АО «Химпром». Территория пос. Вурнары и окрестностей
является одной из самых загрязненных в России хлорорганическими
соединениями. Требует постоянного наблюдения район фенольного
загрязнения на разъезде Мыслец. Обнаруживаются признаки загрязнения
почв в Чувашии весьма вредным металлом — кадмием. Такого рода примеры
можно приводить еще и еще. Ясно, что в густонаселенной республике при
такой ситуации государственный экологический контроль крайне
необходим.
Однако сейчас сложилось такое положение, что инспекция,
осуществляющая этот контроль, скоро не сможет исполнять свои функции.
Причина для нашего времени до банальности проста — все более
ухудшающееся финансирование.
В отличие от сотрудников Госкомэкологии инспектора СИАК не
являются госслужащими и оплачиваются из российского бюджета по
тарифной сетке. Средняя начисленная зарплата равна 424 руб., и больше
нет никаких премиальных и других доплат. Не спасает положение и
объявленное повышение зарплаты с марта на 20 процентов. На заводах
инженеры отделов по охране природы имеют зарплату в 3-4 раза большую.
Такое положение приводит к утечке опытных кадров, ко все более
равнодушному отношению к работе даже у опытнейших инспекторов. За
последние полтора года из СИАК уволились четыре человека, имевших стаж
аналитической работы более 15 лет. Уволившегося любым химиком заменить
невозможно. Количественный химический анализ природных сред — это
такое тонкое дело, что нужно лет 5-6 поработать, чтобы набраться
необходимого опыта. И если не оказать немедленную помощь в
материальном стимулировании инспекторов СИАК, мы рискуем получить в
скором времени малоопытный, малоквалифицированный и, следовательно,
неэффективный государственный экологический контроль.
Не меньшая проблема — материальное обеспечение СИАК. Для работы
лабораторий постоянно нужны различные реактивы, химическая посуда,
стандартные образцы и прочий материал. Из российского бюджета уже ряд
лет на эти цели не отпускается ни копейки. В последние годы эти
проблемы худо-бедно решались с помощью платных услуг, которые мы
оказывали предприятиям по производственному экологическому контролю, и
выделением некоторых средств из Республиканского экологического фонда.
Но к 2000 году и эти источники финансирования иссякли. С введением
расчетов с бюджетными организациями через казначейства платные услуги
для СИАК стали невозможны. Выделение средств на материальные затраты
СИАК по заявкам Госкомэкологии Чувашии из Республиканского
экологического фонда тормозится Минфином Чувашской Республики.
Странное сложилось положение: Минфин считает, что лучше Госкомэкологии
ЧР знает, на какие экологические задачи надо потратить средства фонда.
Это примерно то же самое, как если бы не лечащий врач, а кассир в
аптеке решал, какие лекарства вам более необходимы. Между тем в
Положении об экологическом фонде Чувашской Республики записано, что
основными направлениями использования средств являются мероприятия по
оздоровлению окружающей природной среды, улучшению ее качества и
обеспечению экологической безопасности населения. А все это невозможно
без экологического аналитического контроля. И тем не менее добиться у
Минфина выделения средств на закупку расходуемых материалов на 2000
год оказалось невозможным. Таким решением Минфин берет на себя
ответственность за прекращение действия государственного
экологического аналитического контроля. Через 2-3 месяца закончатся
имеющиеся запасы реактивов, проводить химические анализы будет просто
нечем. И тогда по принципу «лей, не жалей» все загрязнения
бесконтрольно «потекут» в природную среду, пока все это не проявится
какой-либо эпидемией неожиданных болезней.
Допустить экологическую бесконтрольность в нашей густонаселенной
республике, конечно, нельзя. Поэтому через голову руководства
Госкомэкологии Чувашской Республики обращаюсь к Н.В.Федорову, как к
Президенту республики и члену экологической комиссии Европейского
парламента, и к Э.А.Аблякимову, председателю Кабинета Министров, с
просьбой помочь в решении этих вопросов. Обычный путь — через
последовательное согласование с различными ведомствами — занимает
месяцы, в сложившейся же ситуации дело не терпит отлагательств.
Во всех регионах России такое же тяжелое положение с
финансированием специнспекций. Но во многих областях и республиках -
например, Самарской, Свердловской, Татарии, Башкирии — нашли способы
поддержки экологического аналитического контроля путем выделения
твердого процента из экологического фонда на, оплату труда и
материальное обеспечение специнспекций. Кроме того, там узаконены
региональной властью платные услуги, финансирование из регионального
бюджета и других источников.
Чувашия имеет заметные достижения в образовании, здравоохранении
и прочих сферах. Было бы неплохо, если б наша республика славилась
еще и хорошо поставленной экологической службой чистотой своих рек,
озер и лесов».
А.Долгов, начальник специнспекции Госкомэкологии ЧР,
«Советская Чувашия» (Чебоксары), 13 января 2000 г.
* * *
Приятно узнать, что у нас в стране и в Чувашии в частности
есть «специнспекция». Жаль только, что забота о природе и людях
просыпается у некоторых специнспекторов только тогда, когда минфин
начинает подрезать бюджет. Могли бы написать о своих заботах и
пораньше. Лет этак на 10.
Ну, например, когда выяснилось, что в Новочебоксарске было
выявлено такое число редких заболеваний детей, которое не снилось
таким «флагманам борьбы химии с человеком», как Чапаевск и
Дзержинск. Или за бюджетными хлопотами г-н А.Долгов об этом
не слышал?
В заключение напомним г-ну А.Долгову, что «японская» болезнь
минамата (а не миямото) и в России также имеет место быть. Более
того, ее можно поискать в Чувашии и в Мари-Эл, потому как ртутные
сбросы Новочебоксарского «Химпрома» и забытые на дне водохранилища
ртутные пестициды давно уже обратились в отравленную ртутью рыбу.
Кстати, пресса об этом начала писать открыто еще во времена
гласности — с 1988 года.