UCS-INFO.647

« Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск »

*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
**** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь ***************
*******************************************************************
** Сообщение UCS-INFO.647, 12 сентября 2000 г. *
*******************************************************************
Проблемы и решения

НЕФТЬ В РОССИИ: ЧТО ИМЕЕМ, НЕ ХРАНИМ
(не в коня корм)

ВОРОНЕЖ
3 августа. Вчера в администрации города состоялся брифинг для
журналистов, посвященный экологической обстановке в Воронеже, в
частности, выбросу мазута в Воронежское водохранилище. На встрече
присутствовали председатель Комитета по охране окружающей среды
Воронежа Надежда Стороженко и начальник Управления ГОЧС города Сергей
Хомчук.
Сброс мазута в водохранилище, произошедший 22 июля, журналисты по
«горячим следам» назвали «катастрофой». Государственные экологи более
сдержаны. «Ситуация была серьезная, но не критическая», — заявил
С.Хомчук.
Главный эколог города рассказала, что основной причиной попадания
нефтепродуктов в водохранилище 22 июля стала халатность работников
котельной Северо-Восточного района, которые не проследили за
переполнившейся нефтеловушкой. В результате мазут попал в ливневую
канализацию. В коллектор, по официальным данным, вылилось около 300 л
мазута, а не несколько тонн, как сообщали некоторые СМИ. Уже к 16.00
22 июля благодаря оперативным действиям соответствующих городских
служб и администрации Железнодорожного района был сооружен приемник,
который воспрепятствовал попаданию большого количества мазута в воду.
Ситуацию осложнило то, что буквально за день до этого АО «Процессор»
самовольно отключило принадлежащие ему очистные сооружения.
В настоящее время все виновные привлекаются к административной
ответственности, а в дальнейшем предстоит арбитражное разбирательство
инцидента. На сегодняшний день аварийная ситуация на акватории
воронежского водохранилища практически ликвидирована. Проведены работы
по откачке мазута из коллектора. Маслянистая пленка, образовавшаяся на
поверхности воды, и загрязненный мазутом мусор с берегов были убраны
специальными службами.
Бюллетень АСИ, выпуск N 31, 4 августа 2000 г.

КАЛИНИНГРАД
С Калининградского побережья вывезено около 20 тонн
нефтесодержащего грунта. По словам госинспектора специальной морской
инспекции Калининградской области Татьяны Ворониной, новых выбросов
мазута из моря пока не отмечено. Нефтесодержащий грунт вывозится на
асфальтобетонный завод, где будет произведена переработка. Мазут был
выброшен на побережье после шторма 22 мая. Оказалось загрязненным
около 40 километров побережья Калининградской области от поселка
Куликово до мыса Гвардейский. Объем выброса может составить до 40
тонн, хотя пока остановились на цифре 10-20 тонн. Г-жа Воронина сказала,
что обнаруженный на пляжах мазут — топочный. По ее мнению,
нефтепродукты могли быть сброшены в море еще в середине весны.
Экологи грозят выставить штраф за загрязнение акватории Балтийского
моря в один миллион долларов. Очистка побережья от загрязнения мазутом
продлится еще несколько дней, уже собрано около 10 тонн. Мазут
собирается в контейнеры, которые затем будут вывезены на свалку.
Загрязненными оказались пять пляжей в Куликово, Сокольниках, часть
пляжа в Зеленоградске, в Дюнах, Лесном.
(Baltic News Service, 26 и 29 мая)
В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ отсутствует какая-либо система контроля
за нефтяными сбросами»,- сказано в распространенном 26 мая в СМИ
заявлении калининградской региональной молодежной общественной
организации «Экологическая группа «ГИД». Экологи распространили
заявление в связи с загрязнением 22 мая мазутом калининградского
побережья. Предполагается, что причиной загрязнения стало судно,
сбросившее в море около 40 тонн мазута. По мнению экологов, судно,
загрязнившее акваторию у побережья Калининградской области, нарушило
ряд международных соглашений, в том числе Хельсинскую Конвенцию,
обязывающую оповещать о разливах нефтепродуктов. Это привело к тому,
что пятно не удалось вовремя локализовать. В настоящее время на 1
погонный метр пляжей в зоне разлива приходится 0,5 кг мазута, ширина
пленки вдоль кромки воды составляет 20-30 см.
(Baltic News Service, 26 мая)
Источник: Бюллетень Трансграничного экологического
информационного агентства (ТЭИА), экологические
новости, 16-31 мая 2000 г.

НОВГОРОД
Нефть на Кушавере
Близ деревни Бельково Хвойнинского районам пролилось 50 тонн
нефти
Как уже сообщали «НВ», в прошлый четверг на участке Ярославль -
Кириши АО «Верхневолжские магистральные нефтепроводы» произошла авария,
в результате которой в акватории реки Кушавера пролилось 50 тонн нефти.
В течение полутора суток руководство участка нефтепровода замалчивало
факт аварии от местных властей и природоохранных служб Хвойнинского района
Новгородской области и оперативного дежурного штаба ГОЧС по Новгородской
области. Первыми, как сказали в штабе ГОЧС, заволновались местные жители.
Они и позвонили в администрацию Хвойнинского района.
С подробностями о последствиях аварии Владимир СЕРОВ, заместитель
председателя госкомитета по охране природы Новгородской области:
— Авария случилась в 6 утра на полевом, а не магистральном участке
нефтепровода. Утечка нефти произошла, потому что во время плановых работ
вырвало прокладку. Если бы подобное случилось на магистральной нитке с
давлением 55 атмосфер, последствия были бы гораздо серьезнее… Нефть
пропитала эемлю близ нефтепровода, пролилась на лед реки. Работы по
ликвидации последствий начались сразу, поскольку тут же были работники
магистрали. Рекультивирование земель (срезку загрязненного грунта и
насыпь чистого) провели быстрее, а вот со льда и акватории реки нефть
убрать сложнее. Ее собирают вручную. К аварийным работам руководство
участка нефтепровода привлекло более 20 единиц техники и 150 человек из
Москвы, Ярославля, республики Марий-Эл, Нижнего Новгорода. Помогает
работникам и погода: лед еще держится и уровень воды в реке небольшой.
Опасности для здоровья людей авария не представляет. Жители деревни не
пьют воду из реки, как и другие хвойнинцы, живущие по течению реки Песь,
в которую впадает Кушавера. Правда, дальше Песь сбрасывает свои воды в
бассейн Волги, но пока что в 500 метрах по течению Кушаверы нефти не
обнаружено. А анализы воды из реки регулярно берут сотрудники
Боровичской лаборатории межрайонного комитета по охране природы. Нам
еще предстоит подсчитать ущерб, причиненный аварией. И работу эту уже
делает Юрий Михайлов, председатель районного природоохранного комитета.
Но руководство Верхневолжских магистральных нефтепроводов вчера
прислало в наш комитет факс, в котором говорится, что оно гарантирует
возмещение ущерба…
О.Колотнеча, 1 апреля 2000 г.
Источник: Новгородский клуб «Экология», efi@novgorod.net

С.-ПЕТЕРБУРГ
Мазутный катаклизм: зона молчания
Знаю, но не скажу
Чем теплее за окном, тем настойчивее мысли о мазуте. Том самом, что
прошлогодним октябрем вылился в Неву из севшего на мель судна компании
«Волготанкер». Теперь горожане присматриваются к поверхности рек и
каналов и чуть что — тут же названивают по всем инстанциям, в том числе
и в газеты. Страх перед мазутным загрязнением, судя по всему, велик.
Вот почему «Смена» решила взяться за подготовку материала о
последствиях прошлогодней экологической драмы. Ведь давно известно, что
страх появляется там, где мало информации.
Скажем сразу, с первых же шагов мы столкнулись со странным явлением:
о последствиях небывалой по масштабам аварии в разных службах говорили
по разному. Например, в пресс-центре Ленкомэкологии нам со всей
ответственностью заявили, что мазут по Неве на середину апреля еще не
«пошел». Температура воды мала, поэтому нефтепродукт так и лежит на речном
дне. А всплытие начнется только после прогрева воды выше 15 градусов тепла.
В Центре Госсанэпиднадзора в Санкт-Петербурге сказали следующее: подъем
мазута начался, уже больше двух недель рабочие Водоканала в поте лица
очищают вручную сетки, защищающие водозаборные сооружения. Зато в самом
Водоканале сообщили, что не прекращали чистить сетки всю зиму, поскольку
все это время движение мазутных потоков не прекращалось.
И все-таки нам удалось выяснить, что основной структурой «знающей все
про мазут» является Ленкомэкология он же — Госкомитет по охране окружающей
среды Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Именно он получил от ОАО
«Волготанкер» 9,5 миллионов рублей на устранение последствий аварии. Именно
он стал заказчиком исследовательских работ и обладает всеми данными о
нефтеразливе. Более того, государственные экологи разработали программу
мероприятий по ликвидации мазутного загрязнения. Словом, самую проверенную
информацию мы решили получить именно в Комитете.
Но — приключилась вторая странность — пресс-секретарь Ленкомэкологии
Татьяна Захарова отказалась связать нас с компетентными специалистами
своего ведомства, адресовав к написанной ею же самою заметке в
«Информационном бюллетене администрации Санкт-Петербурга». Мы не имеем
ничего против бюллетеня — выходящей еженедельно книжице, сообщающей об
основных событиях городской жизни. Но почему Госкомитет, созданный, в
том числе, и для улучшения информированности российского населения,
повернулся к прессе далеко не парадной стороной своего фасада, так и
осталось загадкой.
В отсутствии официальных данных, нам только и осталось, что
поразмышлять вслух — почему государственные экологи лишили придержать
информацию. Поэтому мы и пригласили к беседе более разговорчивых экспертов.
Версия 1: масштабы аварии действительно велики.
Об этом, в частности, говорят самые приблизительные исследования,
проведенные Северо- Западным бассейновым управлением по охране,
воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства или
«Севзапрыбводом».
Как сообщила ведущий специалист управления Клара Дрозжина, большая
часть мазута вынесена течением в Невскую губу. Хотя уже известно, что
сильно загрязнены и некоторые притоки Невы — Фонтанка, Большая и Малая
Невки, Охта и другие.
Следует отметить, что Невская губа — уникальный водоем, являющийся в
своем роде рыбьим детским садом. Хорошо прогреваемое мелководье рыбное
сообщество поделило на нерестилища, выростные и нагульные площадки.
Выбиваясь из икринок, молодь подрастает, крепнет, а затем уходит в
другие водоемы. Есть в Невской губе еще и миграционные пути, по которым
минога, лосось и другие ценные породы, идут метать икру в верховья Невы.
По данным «Севзапрыбвода» площадь загрязнения только рыбохозяйственных
площадей составила 2820 гектаров. Если взять северный берег залива,
мазутный след обнаруживается на протяжении 9,5 километров вплоть до
Ольгино. Сильно загрязнена и Угольная гавань.
Правомерен вопрос — а «тот» ли это мазут? Как сообщила Клара
Дрозжина, Региональный центр «Мониторинг Арктики» Росгидромета провел
исследования, идентифицировав нефтепродукт, находящийся в
«нефтерудовозе-7″ с найденным в Неве и заливе.
Уже очевидно: на замазученные нерестилища рыба не пойдет. Если
какая-нибудь сумасшедшая особь и отнереститься, а из икры сумеют выйти
мальки, они тут же погибнут. Стада, лишившиеся своих площадок, начнут
откладывать икру на свободных местах. То есть произойдет наложение,
которое чревато сокращением рыбного поголовья.
Ущерб, полученный от потери миграционных путей, необходимо
подсчитывать отдельно. К примеру, известно, что сразу после выплеска
мазута в Неву перестала идти на нерест минога. Какое поголовье потеряно?
Пока неизвестно как поведет нынче и нерестовый лосось.
Версия 2: накануне выборов «слив» негативной информации нежелателен.
Степень неосведомленности питерской научной общественности о
небывалой по масштабам аварии на Неве не может не удивлять. Все наши
собеседники подчеркивали, что могут говорить о последствиях аварии скорее
теоретически, потому что точного научно-обоснованного представления о
мазутном катаклизме не имеют. Для точного знания нужны соответствующие
исследования, которые кто-то должен профинансировать. Но ни «Севзапрыводу»,
ни Государственному НИИ озерного и речного хозяйства, ни Зоологическому
институту, ни другим «профильным» научным коллективам такие работы не
заказывались. Отсюда и «самые приблизительные» данные.
Тем не менее, научная оценка последствий все-таки проводилась.
Лекномэкология, распоряжающийся «штрафными» денежками «Вологотанкера»,
заказал их, к примеру, уже упомянутому центру «Мониторинг Арктики».
Однако директор центра Сергей Мельников сообщил, что готов на беседу при
условии, если заказчик — Ленкомэкология — даст добро. Круг замкнулся.
Не хотелось бы делать громких заявлений, но в данном случае возникает
ощущение нарушения наших конституционных прав. Ведь Закон «Об охране
окружающей природной среды», действующий в Российской Федерации с 1992
года, обязывает должностных лиц, и в первую очередь природоохранные
органы, предоставлять общественности достоверную экологическую информацию.
Причем, право знать все о загрязнении окружающей среды имеет каждый
интересующийся гражданин — от дворника до академика.
А знаете ли вы, к примеру, что на сегодняшний день в Ленкомэкологии
имеются карты загрязнения донных отложений Невы и Невской губы мазутом
с «Волготанкера»? А также карты загрязнения придонных вод? Таковые были
продемонстрированы членам Коллегии федеральных органов и исполнительной
власти, заседавшим в Федеральном доме еще в середине марта. До более
широкой аудитории они так и не дошли. О картах ничего не известно даже
депутатам экологической комиссии питерского ЗакСа.
Безусловно, при желании подобную неосведомленность можно повернуть
против депутатов и прочей «широкой аудитории». Мол, не интересуются
граждане, поэтому ничего и не знают. Но мы попытались от лица жителей
города обратиться в информационном центр Ленкомэкологии, созданный как
раз для утоления экологического любопытства граждан.
Увы, сотрудница центра Раиса Сырец помочь «с картами» не смогла,
адресовав нас к уже известной госпоже Захаровой. Либо в Госсанэпиднадзор.
Создается впечатление, что, придерживая информацию, Комитет играет
в молчанку. Это известный прием, активно использующийся в политических
играх. Самая очевидная причина — грядущие выборы губернатора. По-видимому,
есть опасения, что мазут способен стать той самой банановой коркой, на
которой невзначай можно и поскользнуться.
Будут ли чистить берега?
А в бюллетень мы все-таки заглянули и нашли в нем немало интересных
подробностей. К примеру, узнали, что на «штрафные» денежки «Волготанкера»,
предназначенные для ликвидации последствий аварии, планируется приобрести
вертолет МИ-2, на котором сотрудники Комитета будут впредь осуществлять
контроль за акваторией. На них же будет закуплено маломерное судно для
аварийно-спасательной службы ГУ ГО и ЧС. ОАО «Морская экологическая
компания» из Кронштадта надеется обновить 8 нефтеперекачивающих насосов.
И т.д.
Неясным осталось одно — будут ли проведены мероприятия по очистке
загрязненных мазутом берегов и наиболее пострадавших участков дна. А
если будут, то кто этим займется и когда.
— Мазут имеет легкие и тяжелые фракции, причем часть из них растворима в
воде, — говорит заведующий отделом экологической безопасности ГОСНИОРХа
Михаил Перевозников. — Растворимые фракции являются наиболее токсичными и
извлечь их из толщи воды уже невозможно.
Как утверждает Михаил Перевозников, растворившиеся в воде токсичные
вещества имеют свойства накапливаться в донных организмах — бентосе.
Питаясь бентосом, вредной становится и рыба, которая попадает в итогу на
наш стол. Вот почему присутствие мазута в воде способно сказаться на
здоровье жителей Питера и области. Разумеется, с учетом уже имеющейся
в акватории грязи.
При этом малые концентрации считаются наиболее опасными, поскольку
действуют постоянно и в течение длительного времени. Они не ощущаются на
вкус и запах, становясь тем токсичным фоном, на котором разворачивается
наша жизнь. Но почему-то в ней начинает появляться на свет все больше
детей с врожденными уродствами, больных с хроническими и неизлечимыми
заболеваниями, а еще имеется статистика роста онкологических заболеваний.
Необходимо учесть, что при повышении температуры воды растворимые
фракции все интенсивнее будут вымываться из оставшихся на дне фрагментов
мазута.
— Предприятия <Ленводохоз> совместно и ПИЛАРном готовы приступить к
очистке загрязненных участков Невы и ее рукавов, — говорит начальник
Управления по охране окружающей среды администрации Санкт-Петербурга
Анатолий Баев. — Но средств на это от Ленкомэкологии пока не поступало.
Более того, израсходованные еще в прошлом году на очистку рек и каналов
от мазута 550 тысяч рублей мы тоже пока так и не получили.
Версия 3: не стоит привлекать внимания к аварии из-за навигации.
Недавно в наш город наведывался замминистра транспортного ведомства
Франк. Одна из целей его поездки — утверждение с губернаторами города и
области плана-графика предстоящей навигации по Неве. По сведениям нашего
источника, проштрафившейся компании ОАО «Волготанкер» вновь разрешен
проход по Неве судов с одинарным дном, аналогичным злосчастному
«нефтерудовозу-7″. То есть вероятность очередной аварии остается столь
же высокой. Таково решение обоих губернаторов.
Напомним, Ленспецморинспекция, являющаяся подразделением Комитета
по охране окружающей среды, в течение предыдущих двух лет направляла
предписания, запрещающие крупнейшему торговцу нефтепродуктами из Саратова
использование опасных танкеров. Но в нынешнем году, опять же по нашим
данным, Ленкомэкология возражать не будет.
Послесловие
«Смена» направила председателю Ленкомэкологии Алексею Фролову письмо,
в котором попросила ответить на интересующие нас вопросы. А также
предоставить карты загрязнения. Хотелось бы надеяться, что полученная
объективная информация развеет некоторые наши версии. Во всяком случае,
нам хотелось бы в чем-то ошибиться…
Л.Зернова, 3 мая 2000 г., lina@sbor.ru

САРАТОВ
В Саратовской области 169 гектаров плодородной почвы отравлено
ИСПОЛНИЛОСЬ уже 10 лет, как в нескольких километрах от Саратова
из-под земли начали добывать чистый авиационный керосин. И не то чтобы
у нас недра такие богатые и уникальные, а просто посчастливилось
районному центру Энгельс, что находится неподалеку от Саратова, иметь
на своей территории военную часть N 06987, где базируются знаменитые
стратегические бомбардировщики.
А было так. В совхозе «Заря» Энгельсского района начали вдруг
сохнуть яблони без видимых причин. Погибли деревья на площади в 1,2 га.
Причину установили экологи, взяв на анализ пробы почв погибшего сада.
Оказалось, что содержание авиационного керосина до того высоко, что он
выходил на поверхность. Рассказывают, что мальчишки, балуясь, поджигали
образовавшиеся лужи, а местные жители чуть не ведрами черпали топливо
из оврагов. В это верится с трудом, но многочисленные экологические и
гидрогеологические экспертизы показали: площадь загрязнения грунтовых
вод керосином составляет более 670 га, а его запасы под землей, по
некоторым оценкам, составляют 450 тыс. тонн. Это море топлива натекло
из двух подземных хранилищ, расположенных на территории военной части и
построенных еще в 1953 г.
Причины этого «чуда» называют разные. Так, сохранившийся акт
приема-сдачи в эксплуатацию в октябре 1953 г. склада горюче-смазочных
материалов и приложенный к нему перечень недостатков и
строительно-монтажных недоделок показывают: были среди них такие, что
напрямую вели к утечке керосина. Например, нет антикоррозийного покрытия
трубопроводов и запорной арматуры, во всех кожухах колонок не обеспечена
герметичность в местах прохода трубопровода, а также во всех четырех
шкафах колонок. Но были, говорят знающие люди, причины, ни с какой
инженерией не связанные, — керосин просто сливали на землю сами летчики,
так как по его расходному количеству подсчитывались летные часы: больше
слил — больше «налетал», а значит, получил.
Впрочем, не причина важна, а результат. Площадь выведенного из строя
плодородного слоя почвы составляет 169 га. Сразу после обнаружения
керосинового озера территориальные органы Минприроды выставили список
о возмещении причиненного природе ущерба и потребовали от виновника
принятия срочных мер по ликвидации очага загрязнения. Военные хранилища
обезвредили, хотя найти конкретного виновника оказалось нереально -
сколько за более чем 40 лет сменилось командиров военной части. Тогда
местные экологи предъявили иск на 37 млрд. неденоминированных рублей
непосредственно Министерству обороны. Три года назад арбитражный суд
вынес постановление о взыскании с Минобороны 33 млрд. руб.
Откачка керосина между тем началась практически сразу после его
обнаружения. Его откачивали кооперативы и углядевший выгоду народ.
Процесс этот достаточно прост: вырывается траншея или котлован в
несколько метров глубиной, за день туда набирается достаточное
количество чистого керосина. На нем, конечно, не полетаешь, но стоит его
лишь очистить от механических примесей и воды, получается отличная
добавка в дизтопливо, очень ценимая водителями «КамАЗов». Более-менее
организованную форму процессу удалось придать, когда в конце 1997 г.
фирма «Новисар» заключила с военной частью # 06987 договор на проведение
работ по ликвидации очага загрязнения и оформила лицензию на
недропользование. Проложил за это время «Новисар» почти 200 шурфов и
добыл к маю нынешнего года, если верить представленному им отчету, около
800 кубометров керосина.
«То, что делает «Новисар», конечно, очень хорошо, — говорит
зампредседателя Государственного комитета по охране окружающей среды
Саратовской области Николай Петрученко, — но все эти годы работы
ведутся без проекта. Не было, соответственно, никакой государственной
экологической экспертизы проводимых работ. До последнего времени на это
просто не было денег, но прошлой осенью вся отсуженная у Минобороны сумма
пришла в область, поступила во внебюджетный фонд. Почему нет до сих пор
проекта, непонятно».
Кстати, 33 млн. руб. — плата за ущерб, нанесенный 169 гектарам,
остальная территория площадью в 565 га так и «не оценена». Но дело в том,
что иск об ущербе можно предъявить лишь за ту территорию, на которой
поврежден плодородный слой почвы, то есть там, где керосин подобрался к
поверхности ближе чем на 60 см. Все, что находится глубже, считается уже
геологической средой, и методики подсчета нанесенного ей ущерба просто не
существует. А как же расходуются 33 млн. руб.? Оказалось, что за семь
месяцев, прошедших с момента прихода в область, тратить их по назначению
еще практически не начинали. Так по крайней мере следует из слов
финансового директора Внебюджетного фонда правительства Саратовской
области Вячеслава Глазова. Он говорит, что по решению попечительского
совета фонда они будут расходоваться строго на ликвидацию последствий
загрязнения в Энгельсском районе. Часть средств пойдет на разработку
проекта, остальное — непосредственно на ликвидацию загрязнения. Правда,
почему это не сделано до сих пор, финдиректор ответить не смог, сославшись
на Министерство недропользования — ведомство, которое должно заниматься
всем, что связано с проектом. Там нам подтвердили, что 170 тыс. руб. на
мониторинг и подготовку проекта фонд выделить обещал. Найден уже и
проектный институт, который выполняет работу. Дело это, правда, новое для
области, и во сколько реально обойдется даже сама подготовка проекта, не
знает никто. Но, скорее всего, стоить он будет значительно дороже.
Есть у этой истории еще один нюанс. 450 тыс. тонн чистого авиакеросина
под землей, конечно, впечатляют, также как и почти 700 га изгаженной
земли. Цифры эти приведены в справке, подготовленной недавно экологами
для одного из заседаний саратовского правительства, и в местной прессе
озвучены были не один раз. Они — результаты исследований, проводившихся
саратовской гидрогеологической экспедицией. Но существуют и другие оценки
нанесенного природе ущерба. Так, одна московская фирма, проведя свои
исследования, поставила такой «диагноз» — запасов керосина под землей
всего «25 тыс. тонн». Оплачивало работу москвичей Министерство обороны.
Обе экспертизы проводились профессионалами, и такого большого разброса в
результатах быть не должно. Николай Петрученко считает, что истина все же
ближе к оценкам саратовцев — горючего под землей около 250 тыс. тонн.
Впрочем, 450 или 25 тыс. тонн керосина, по большому счету, неважно,
главная беда — выведены из строя 169 га плодородной почвы.
Экологи утешают себя тем, что к сегодняшнему дню удалось снизить
критическое количество керосина и откачать столько подземного горючего,
что оставшаяся его часть уже не выйдет на поверхность, и, значит,
мальчишки уже не будут поджигать керосиновые очаги, а местные жители -
черпать топливо ведрами из оврагов.
К.Фомичев, «Независимая Газета», 12 июля 2000 г.

* * *

Сюжет этого бюллетеня подсказан В.Дамовым, г.Красноярск,
publicity@krasu.ru

Комментарии запрещены.