UCS-INFO.67

« Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск »

***********************************************************************************
ПРОБЛЕМЫ ХИМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ — ХИМИЯ И ЖИЗНЬ
***********************************************************************************
Сообщение UCS-INFO.67,  8 июня 1996 г.
***********************************************************************************

ПАРЛАМЕНТСКИЕ СЛУШАНИЯ ПО ХИМИЧЕСКОМУ ОРУЖИЮ

В Государственной Думе РФ 21 мая 1996 года состоялись парламентские слушания на тему «Об экологической безопасности уничтожения химического оружия», организованные Комитетом по экологии ГосДумы РФ. По счету они были четвертые (предыдущие: 31 октября 1990 г. в Верховном Совете СССР, 19 ноября 1993 г. в Верховном Совете РСФСР, 24 марта 1994 г. в первой ГосДуме РФ).

Вел слушания профессор Бердов Г.И. Вступительное слово произнесла председатель Комитета по экологии Злотникова Т.П. Среди прочего, она обратила внимание участников на то, что федеральная целевая программа уничтожения химического оружия была принятая правительством 21 марта 1996 года без обязательной экологической экспертизы. Всего выступило 26 человек.

В слушаниях принимали участие представители трех сил — ЦЕНТРА, региональных властей и экологической общественности.

ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ВЛАСТИ выставили 5 докладов.

Представитель Комитета по конвенциальным проблемам химического и биологического оружия при Президенте РФ Кочетков А.М. к экологическим проблемам не обращался, отметив лишь, что «технология дорабатывается слабо из-за отсутствия финансирования». Среди прочего он высказал два соображения: 1) ему хотелось бы, чтобы при обсуждении не было уклона в сторону «политизации экологии», 2) по его мнению, намечены правильные пути («движемся мы в правильном направлении), однако «получается, что мы практически стоим на месте». Причин не назвал.

Представитель МО РФ полковник Пахомов Н.А. к ситуации с экологической безопасностью уничтожения отравляющих веществ (ОВ) в прошлом, настоящем и будущем не обращался. Рассказал, как надо работать, чтобы все было хорошо и безопасно. Конкретных соображений ни по технологиям уничтожения ОВ, ни по программе их уничтожения не привел (по обоим вопросам Минобороны РФ монопольно лидирует, оформив это Указом президента РФ). На вопрос, как будут реабилитированы территории, пострадавшие при производстве химического оружия, контрспросил, откуда данные (представитель армии у нас все еще мало, что знает), а потом заметил, что вопрос выходит за рамки программы уничтожения химического оружия. Последующие ответы шли на уровне астролябии Ильфа-Петрова: «Тех людей, которые занимались с этим, с химическим оружием, и кто знает, что это такое, естественно он лучше знает, как им мерить, что мерить и до какой степени это измеряют».

Представитель Минприроды РФ Протопопов Е.В. к данным об экологической обстановке в районах нынешнего складирования ОВ не обращался. Рассказал, что предполагается составление типовой программы комплексного экологического, санитарно-гигиенического и медицинского обследования районов хранения и предполагаемого уничтожения химического оружия. Посетовал на финансовые трудности. Сообщил, что предполагается разработать инструктивно-методическую документацию. Обосновал, почему Минприроды РФ будто бы не должно было проводить государственную экологическую экспертизу программы уничтожения химического оружия, утвержденную Черномырдиным В.С. Бодро сообщил, что специалисты Минприроды РФ «находят взаимодействие с Минобороны». От ответов на вопросы уклонялся, как мог.

Представитель Госкомсанэпиднадзора Чибураев В.И. данных о санитарно-эпидемиологическом состоянии в районах баз хранения химического оружия не приводил. Пожелал, чтобы было «предусмотрено оснащение органов санэпиднадзора, органов Минприроды и других контролирующих органов унифицированным оборудованием». Осудил «местническую» оценку здоровья людей. На вопрос, возможна ли с экологической точки зрения конверсия цехов, в которых производились ОВ, ответить затруднился, поскольку бывал, по его словам, лишь в Чапаевске (там химическое оружие не выпускали с 1945 года) и в Горловке (там химическое оружие не производили никогда).

Представитель федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Минздравмедпроме РФ Асланян Л.В. доклад на тему «о санитарной и гигиенической обстановке на бывших производствах химического оружия и проводимых Минздравмедпромом мероприятиях по медико-санитарному сопровождению процесса его уничтожения» так и не сделал. Информации по этой теме не дал, если не считать общеизвестного факта, что некоторые стандарты безопасности в России более жесткие, чем в США (соблюдать их невозможно в принципе, потому что соответствующей аппаратурой для проверки не располагают у нас ни армия, ни промышленность). Сообщил еще два ничем не подтвержденных факта: 1) острые отравления на производствах ОВ будто бы сократились к концу производства в 15 раз, 2) даже при известном пожаре на «Химпроме» в Чувашии ОВ за пределы промплощадки будто бы НЕ попали (средств измерения НЕ было). Посетовал на проблемы финансирования. На вопрос, ставился ли когда-нибудь вопрос об экологическом мониторинге последствий уничтожения химического оружия не внутри полигонов, а хотя бы за их пределами, ответил, что «сведениями НЕ располагает». На вопрос, использовался ли труд женщин при производстве ОВ, не ответил. На вопрос, сколько человек прошло через производство ОВ в Чувашии, был «НЕ готов ответить». На вопрос, почему в его управлении НЕ был организован медицинский мониторинг в местах хранения химического оружия, ответил, что Минздрав и Госкомсанэпиднадзор этим никогда НЕ занимались.

Доклады МЕСТНЫХ ВЛАСТЕЙ.
Малышев В.П. (Удмуртия) говорил о 1) необходимости проведения комплексного экологического, санитарно-гигиенического обследования в районах хранения ОВ, 2) необходимости завершения отработки технологий уничтожения ОВ на опытно-промышленных установках, 3) о строительстве первоочередных объектов социальной инфраструктуры. Высказался за то, чтобы деньги на работы по химическому разоружению шли из бюджета не в Минобороны, а в субъекты РФ — хранители химоружия. Сообщил, что республика не получила ни рубля на выполнение постановления «Об организации работ по уничтожению запасов люизита, хранящихся в городе Камбарке». Надеется на возврат доверия граждан.

Антонова Н.В. (Чувашия) изложила «последствия, которые оставило на территории производство химического оружия типа VX», чтобы трагический опыт Новочебоксарска был учтен при последующих разработках систем уничтожения ОВ и конверсии предприятий по их производству. За последние годы на «Химпроме» скончались 82 человека, из них 36 процентов — это сотрудники основного цеха производства химического оружия. Средний возраст умерших 49 лет, причем лишь 4 человека имели статус профбольных или профинвалидов. Причин смерти две: онкологическая патология и сердечно-сосудистые заболевания. Считает, что люди, не признанные профбольными, накопили такую же патологию, что и признанные. Беременные женщины работали на производстве ОВ тогда, когда закладывались основные органы плода. Новочебоксарск — это зона экологического неблагополучия по медико-генетическим показателям, по частоте спонтанных выкидышей и т.д. В отсутствие помощи Центра Чувашия была вынуждена вести собственный регистр людей и их потомства, пострадавших от химического оружия. Финансирования на это нет. Гриф «секретно» не снят с данных, касающихся здоровья работников «Химпрома» и с экологической ситуации, связанной с производством химического оружия.

Балясников И.А. (Брянская область) остановился на проблемах экологического контроля в связи с работой базы хранения химического оружия, а также ликвидации информационного голода населения. Считает, что объекты, связанные с химическим оружием, как и все предприятия и организации, должны иметь экологический паспорт.

Василюк Е.Г. (Курганская область) сообщил, что от области требуют площадку под строительство объектов, а возможностей для оценок нет. Технология уничтожения ОВ не прошла экологическую экспертизу, программа уничтожения — тоже. Нельзя получить ответ ни на один вопрос по финансированию. Областные власти не имеют информации, с которой могли бы выйти к людям. А без жителей ни один вопрос нельзя решить. Высказал предположение, что после этого заседания опять поедут представители федеральных служб и давить на администрацию области: давайте площадку. Администрация области будет сопротивляться. Нужно исключить пресс, силовой метод решения.

Доклады ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
Федоров Л.А. (Москва) призвал представителей ЦЕНТРА, представивших бессодержательные доклады, изменить свой менталитет и начать рассматривать ситуацию с уничтожением ОВ исходя из реальных фактов: химическое разоружение тормозит не только отсутствие технологий уничтожения ОВ и денег, но и отсталое мышление ведомств, не умеющих работать с людьми. Высказался за ратификацию Конвенции о химическом оружии. Отметил, что закон «О химическом оружии» должен быть принят, но с теми поправками, которые обеспечат права населения (пока имеется голая рамка). Подчеркнул, что программа химического разоружения должна пройти не только государственную, но и общественную экологическую экспертизу. Сообщил, что Союз «За химическую безопасность» готов участвовать в этом деле.

Вобликов Ю.В.(Пензенская область) рассказал о последствиях уничтожения химического оружия на территории области в прошлые годы (1947-1962 гг.). Больные были, но военные врачи отказывались классифицировать болезни и лечить больных. Все площадки уничтожения химического оружия находятся вне нынешней базы хранения. Официально эти факты не хотят признавать. В 1700 м от нынешней базы химического оружия незаконно строится база демонтажа ядерного оружия. Необходима общественная экспертиза законов и программ по уничтожению химического оружия. Пензенское отделение Союза «За химическую безопасность» готово взять это на себя. Представители других регионов, где есть отделения Союза, подобную точку зрения разделяют.

Комогорцева Л.К. (Брянская область) сказала, что позиции региональной администрации и общественности близки. Побывать на базе хранения химического оружия — неразрешимая проблема. Соответственно, невозможно проводить экологическую экспертизу, мониторинг и т.д. В области организация Союза «За химическую безопасность» пользуется громадным доверием населения, может повлиять на то или иное решение, участвует с правом решающего голоса в работе комиссии при главе администрации. Закон о химическом оружии разрабатывается больше двух лет, но дело пошло бы быстрее, если бы его разрабатывал не Комитет по обороне, а Комитет по экологии. Вопросы независимой экспертизы должны быть возложены на организацию «За химическую безопасность», умеющую работать с населением, имеющую собственные наработки.

Котовец В.А. (Волгоградская область) сказала, что отсутствие решений о рассекречивании экологической и медицинской информации, связанной с производством, хранением и уничтожением ОВ, мешает работать и способствует социальной напряженности. Существует и сознательная дезинформация, за что виновные должны наказываться.

Пицунова О.Н. (Саратовская область) подчеркнула необходимость участия общественности в принятии решений по жизненно важным проблемам. Одной информации недостаточно. О выбранных технологиях уничтожения химического оружия говорят пост-фактум: сами выбрали, а потом рассказали общественности. И так во всем. Многие не хотят рисковать своим здоровьем, поэтому необходимо, чтобы население имело право и финансовую возможность на отселение из зоны риска.

* * *

Очевидно, что в ряде регионов мнение властей на реальные проблемы химического разоружения стало близким к позиции достаточно радикальных общественных экологических организаций. Центральные же власти по-слоновьи сохранили свои силовые подходы, которые дали сбой еще в 1989 г. в Чапаевске. ЦЕНТР так и не занялся всерьез именно тем, что было обозначено в программе парламентских слушаний — экологическим обеспечением химического разоружения.

Единственная свежая идея ЦЕНТРА — придумать псевдообщественные организации, чтобы с их помощью потреблять бюджетные деньги, избежав при этом экологизации химического разоружения и отодвинув организации, на этом настаивающие. Начал разговор генерал Кунцевич А.Д., предложивший, чтобы программу химического разоружения, альтернативную официальной, создали «независимые друзья из Зеленого креста». Продолжил тему генерал Макашов А.М., отнесший к действительным экологам «Зеленый крест, в котором видно сотрудничество». Впрочем, цену сервильным экологам знают все. Во всяком случае представитель Конвенциального комитета Исаев Ю.И., посетивший трибуну последним, в сердцах (по недосмотру) не сыграл в согласованную игру, а воскликнул: «Мы где присутствует — на парламентских слушаниях или в конце концов на заседании Союза «За химическую безопасность»?


РЕКОМЕНДАЦИИ
участников парламентских слушаний
«Об экологической безопасности уничтожения химического оружия»
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
21 мая 1996 года

Проблема уничтожения химического оружия в Российской Федерации представляет собой комплекс социально-политических, экологических, медико-биологических, научно-технических и экономических задач.

Запасы химического оружия в Российской Федерации составляют около 40 тыс.тонн, расположенные на 7 специализированных химических арсеналах в шести субъектах Российской Федерации: Удмуртской Республике, Брянской, Кировской, Курганской, Пензенской и Саратовской областях.

В январе 1993 года министр иностранных дел Российской Федерации от имени Российской Федерации подписал международную Конвенцию о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении, которая до настоящего времени не представлена на ратификацию в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации по ряду существенных объективных причин.

Решение проблемы осложняется сохранением социальной напряженности в регионах хранения химического оружия, отсутствием законодательной базы, нерешенностью многих экологических, медицинских и технологических задач. Финансирование всего комплекса работ по уничтожению химического оружия осуществлялось в 1994-1995 г.г. на одну треть от бюджетного уровня, а в 1996 году выделение финансовых средств не производилось.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и общественность регионов хранения запасов химического оружия настоятельно требуют проведения обследования здоровья населения, экологической и санитарно-гигиенической экспертизы территорий нынешнего хранения и предполагаемого размещения объектов по уничтожению химического оружия, опережающего создания надежной законодательной базы, гарантирующей обеспечение экологической безопасности территорий и населения, социальную защиту граждан, занятых на работах с химическим оружием (учитывая прежние испытания, производство, уничтожение и захоронение), выделения целевых бюджетных ассигнований на развитие при этом социальной инфраструктуры соответствующих регионов.

В последние годы неоднократно создавались проекты федеральных программ уничтожения химического оружия, часть из которых проходила обсуждение в Верховном Совете СССР, Верховном Совете РСФСР, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

21 марта 1996 года принято Постановление Правительства Российской Федерации N 305 «Об утверждении федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации», а затем в его развитие подписан и Указ Президента Российской Федерации от 13 апреля 1996 года N 542 «О присвоении федеральной целевой программе „Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации“ статуса президентской программы».

Эти документы изданы в нарушение ст.36,37 и 40 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и ст.11 Федерального закона «Об экологической экспертизе», предусматривающих необходимость проведения на федеральном уровне обязательной государственной экологической экспертизы любого хозяйственного решения, в том числе проектов целевых федеральных программ, осуществление которых может оказать вредное воздействие на окружающую природную среду.

Вышеприведенные акты нарушают п.2 ст.15 и п.3 ст.90 Конституции Российской Федерации.

Последствия таких противозаконных действий могут быть самыми серьезными для миллионов россиян, так как в результате недооценки экологических проблем уничтожения химического оружия, под угрозой опаснейших загрязнений будут находиться 6 регионов страны.

Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в настоящее время проводится обсуждение проекта федерального закона «Об уничтожении химического оружия», который, по мнению Комитета Государственной Думы по экологии и Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике, в настоящей редакции не обеспечивает безопасное для населения и окружающей природной среды хранение и последующее уничтожение химического оружия.

Участники парламентских слушаний предлагают:

Президенту Российской Федерации:
1. Как гаранту Конституции Российской Федерации, конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду приостановить (в соответствии со ст.115 Конституции Российской Федерации действие постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 1996 года N 305 «Об утверждении федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» и Ваш Указ от 13 апреля 1996 года N542 «О присвоении федеральной целевой программе „Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации“ статуса президентской программы», как противоречащих Конституции Российской Федерации (ст.15, 90) и федеральным законам «Об охране окружающей природной среды» (ст.36,37) и «Об экологической экспертизе (ст.11) до получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.
2. Ускорить разработку широкого комплекса мер законодательного, экономического, экологического, социального, технологического и военного характера, предшествующих внесению международной Конвенции «О запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении» на ратификацию в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
1. Экологизировать концепцию проекта федерального закона «Об уничтожении химического оружия», принятого Государственной Думой в первом чтении, изменив его название и содержание на предложенное Комитетом Государственной Думы по экологии «О безопасном уничтожении химического оружия», и ускорить его доработку и принятие с учетом замечаний субъектов Российской Федерации и Комитетов Государственной Думы по экологии и по труду и социальной политики.
Закон должен обеспечивать безусловный государственный и общественный контроль за работами с химическим оружием.
2. Ускорить рассмотрение и принятие проектов федеральных законов
«Об экологической безопасности»;
«О социальной защите граждан, подвергшихся вредному воздействию токсичных веществ при производстве, испытании, хранении, захоронении и уничтожении химического оружия»
3. Сформировать в рамках работы Высшего экологического Совета при Комитете Государственной Думы по экологии секцию химической безопасности и разработать концепцию химической безопасности Российской Федерации.

Правительству Российской Федерации:
1. Обеспечить всестороннее и полное проведение Государственной экологической экспертизы и общественной экологической экспертизы федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации»
Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации обеспечить проведение общественной экологической экспертизы федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации», поручив ее проведение Союзу «За химическую безопасность».
2. Обеспечить в полном объеме финансирование из государственного бюджета отдельной строкой работ по выполнению комплекса мер по подготовке к процессу уничтожения запасов химического оружия в Российской Федерации, уделив особое внимание целевому выделению части средств на решение сопутствующих социально-экономических и медико-гигиенических вопросов в регионах хранения и предстоящего уничтожения химического оружия, включая создание объектов социальной инфраструктуры.
3. Обеспечить совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в которых расположены места хранения химического оружия, проведение в 1996-97 г.г. комплексного экологического, санитарно-гигиенического и медицинского обследования в районах хранения и предполагаемого уничтожения запасов химического оружия, на территории прошлых мест хранения, испытаний и производства химического оружия, а также последующего проведения системного мониторинга.
Обеспечить разработку в 1996-1997 г.г. наиболее полной системы экологических и санитарно-гигиенических стандартов безопасности при работе с химическим оружием.
Обеспечить разработку и утверждение в 1996-1997 г.г.экологических паспортов хранилищ запасов химического оружия.
4. Обеспечить экологическую экспертизу, открытое обсуждение и принятие на конкурсной основе технологий экологически безопасного уничтожения химического оружия в рамках создания Правительством РФ соответствующей межведомственной комиссии с обязательным привлечением общественных экологических организаций.
Основным требованием к принимаемым технологиям уничтожения химического оружия должно быть обеспечение экологической безопасности населения и окружающей природной среды регионов предполагаемого уничтожения запасов химического оружия. Необходимо разработать пакет альтернативных технологий экологически безопасного уничтожения химического оружия.
5. Ускорить представление в Государственную Думу пакета законов по всему комплексу вопросов социальной защиты населения в процессе прошлых работ по производству, испытаниям, хранению, захоронению и уничтожению химического оружия и будущих работ по уничтожению запасов химического оружия, в том числе:
«О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием»;
«О компенсационных выплатах за вред, причиненный воздействием токсичных веществ здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия».
В связи с предстоящим внесением в Государственную Думу проекта федерального закона «О конверсии бывших производств химического оружия», предусмотреть обеспечение социальной защиты всех работников этих производств.
6. Обеспечить в регионах необходимую информационную поддержку проводимых работ с химическим оружием с целью уменьшения социальной напряженности и обеспечения экологической безопасности. Обеспечить, в соответствии с законодательством Российской Федерации открытость экологической и медицинской информации, связанной с прошлыми работами по химическому оружию.
7. Обеспечить создание в 1996-1997 г.г. регистра потенциально опасных мест прошлого производства, испытаний, хранения, захоронения и уничтожения химического оружия на территории Российской Федерации и передачу его органам государственной власти субъектов Российской Федерации и экологической общественности.
8. Организовать аналитическое обеспечение жесткого контроля за экологической обстановкой в районах и на объектах хранения, уничтожения и бывшего производства химического оружия, в том числе путем организации вневедомственной независимой специализированной службы аналитического обеспечения непрерывного получения информации об экологической обстановке в этих регионах.

Председатель Комитета Государственной Думы по экологии
Т.В.Злотникова

Председатель Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике
С.В.Калашников

Председатель Комитета Государственной Думы по безопасности
В.И.Илюхин

Комментарии запрещены.