UCS-INFO.678

« Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск »

*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
**** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь ***************
*******************************************************************
** Сообщение UCS-INFO.678, 14 декабря 2000 г. *
*******************************************************************
Доходы и отходы

РОССИЯ: ПРОИЗВОДСТВО ОТХОДОВ — В ДОЛЖНОСТНОМ РАКУРСЕ

ПРАГМАТИЧНЫЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬ
В ОХОТСКОЕ МОРЕ ПОДСЫПАЛИ ЯДОВИТЫХ ОТХОДОВ
С нефтедобывающей платформы «Моликпак» при бурении 14 первых
эксплуатационных скважин в Охотское море сброшено около 70 тысяч тонн
ядовитых отходов. Об этом говорится в обращении, распространенном 30
ноября общественной организацией «Экологическая вахта Сахалина».
В документе подчеркивается, что в ближайших планах российских и
иностранных компаний, участвующих в реализации проектов «Сахалин-1″ и
«Сахалин-2″ по добыче нефти, — установка еще нескольких платформ и
бурение уже нескольких сотен скважин. «Добыча нефти планируется также
на шельфе, прилегающем к Магаданской и Камчатской областям,
Хабаровскому краю, что делает проблему экологической опасности региона
общенациональной», — утверждают сахалинские «зеленые».
Представители «Экологической вахты Сахалина» считают, что
нефтяные проекты острова могут привести к резкому ухудшению
экологической обстановки. Первыми в этом случае пострадают местные
рыбаки. «Сегодня первые шаги к большой нефти на шельфе Сахалина
делаются таким образом, что у нас есть все шансы потерять Охотское
море как богатейшее хранилище рыбных запасов», — говорится в
обращении.
Основная цель документа, как подчеркивают его авторы, заставить
нефтяные компании Exxon и Shell использовать при разработке
месторождений на Сахалине экологически чистые технологии управления
отходами бурения, в частности их закачку под землю. Но участники
нефтегазовых проектов — и наши, и зарубежные — хотят решить эту
проблему иначе.
В настоящее время Сахалинский научно-исследовательский институт
ресурсов океана (СахНИРО) по поручению Госкомрыболовства РФ подготовил
большой отчет, где шельф острова разделен на несколько
рыбохозяйственных категорий. Сейчас результаты этих исследований
проходят процедуру согласования в Москве. По результатам отчета к
началу следующего года Госкомрыболовство РФ намерено принять
окончательное решение о разделении шельфовых вод Сахалина на высшую
категорию (куда будет запрещено сбрасывать отходы) и первую категорию
(куда сброс отходов будет разрешен).
Согласно документу, участок моря с глубинами от 20 до 100 м не
представляет особой ценности и может служить помойкой для токсичных
отходов. Между тем большинство нефтегазовых месторождений лежит именно
в пределах глубин от 20 до 100 метров. Например, платформа «Моликпак»
установлена на глубине 30 метров, а разведочное бурение по проекту
«Сахалин-2″ проводилось в этом году на глубине 28 — 32 метров.
Д.Чернов, «Время новостей», 5 декабря 2000 г.

СКУЧНЫЙ ПРИРОДООХРАННИК
КАК РЕШАЕТСЯ ПРОБЛЕМА УТИЛИЗАЦИИ ОТХОДОВ? ОБ ЭТОМ РАССКАЗЫВАЕТ
НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
ГОСКОМЭКОЛОГИИ
РБ Р.А.МИФТАХОВ.
— В 1999 году переработано и обезврежено отходов 6,3 млн. тонн.
Это лишь 32 процента от общего годового объема их образования.
Для безопасного размещения отходов в республике началось
проектирование и строительство современных полигонов твердых бытовых
отходов. А чтобы свести к минимуму объем размещаемых отходов.
Планируется внедрить линии по их сортировке и прессованию. Ну и,
конечно, нужно повышать общую культуру, осуществлять экологическое
воспитание как подрастающего поколения, так и населения в целом.
В 1999 году из средств внебюджетного Экологического фонда РБ было
выделено 59,5 млн. руб. на строительство четырех и проектирование
десяти полигонов по переработке ТБО. По распоряжению Кабинета
Министров республики, в счет погашения задолженностей перед Экофондом
предприятия городов Стерлитамака, Уфы, Давлеканово и других населенных
пунктов могут производить материальные взносы на проектирование и
строительство современных полигонов твердых бытовых отходов.
Для снижения негативного воздействия Стерлитамакского полигона
токсичных отходов «Цветаевский» Кабинетом Министров РБ paзpaбoтaнa и
утверждена специальная программа на 1997-2001 годы. В рамках ее
реализации АО «Каучук» на 92 процента снизило объем вывозимых на
полигон отходов. Стерлитамакский нефтехимический завод полностью
прекратил вывоз отходов на полигон. Отходы теперь обезвреживаются на
предприятии. В 1999 году с полигона вывезено 9.1 тысячи тонн ранее
размещенных здесь отходов.
Ликвидируются гальванические отходы в шламонакопителе
Белебеевского АО «Автонормаль». Вновь образующиеся отходы на полигон
не поступают, а отправляются на предприятия, использующие их в
качестве сырья.
Правительство республики решение проблемы утилизации отходов
отнесло к приоритетным направлениям природоохранной деятельности и
утвердило республиканскую программу «Отходы». Ее реализация позволит
в перспективе снизить негативное воздействие отходов на окружающую
среду, вовлечь их во вторичную переработку. Предстоит создать и вести
республиканский кадастр отходов. Это позволит создать систему сбора и
утилизации традиционных видов вторичного сырья (стеклобоя, изношенных
шин, бумаги, текстиля и др.).
Госкомэкологией РБ ведется подготовка к проведению
межрегиональной конференции «Отходы-2000″. Конференция состоится с 21
по 24 ноября на базе НИИ безопасности жизнедеятельности РБ, Это вторая
всероссийская научно-практическая конференция. Главная ее цель -
информационный обмен и обсуждение современных методов решения проблем
безопасного хранения и переработки промышленных и бытовых отходов.
«Известия Башкортостана», 21 ноября 2000 г.

РОМАНТИЧНЫЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬ
ЗА ГРЯЗНОЕ НЕБО НАДО ПЛАТИТЬ
Депутат Анатолий ГРЕШНЕВИКОВ — депутатская группа «Регионы России
(Союз независимых депутатов)> — представил на пленарном заседании
нижней палаты Госдумы проект федерального закона «О внесении изменений
и дополнений в Федеральный закон «О едином налоге на вмененный доход
для определенных видов деятельности».
— Проект федерального закона, — напомнил он, — был разработан в комитете
по экологии Государственной Думы второго созыва для приведения в
соответствие налогового и природоохранного законодательства. С введением
в действие Федерального закона о едином налоге на вмененный доход малые
предприятия — к ним относятся ремонтно-строительные предприятия, а
также сервисное обслуживание автотранспортных средств, автостоянки,
автозаправки, автомойки, розничная торговля горюче-смазочными
материалами — выплачивают только единый налог и освобождаются от уплаты
обязательных платежей за загрязнение окружающей природной среды.
Средства платежей за загрязнение должны поступать в экологические
фонды и далее направляться на реализацию природоохранных мероприятий.
Федеральный экологический фонд Российской Федерации, который
консолидирован в федеральном бюджете с 1995 года, формируется за счет
10-процентных отчислений от платежей за загрязнение, собираемых на
уровне субъектов Российской Федерации. Отмена платежей срывает
наполняемость бюджета целевого бюджетного экологического фонда, и,
соответственно, срывает реализацию всех природоохранных мероприятий.
Кроме того, отмена платы за загрязнение влечет за собой и отмену
контроля за загрязнением окружающей среды на малых предприятиях. А это
представляет большую угрозу для экологической безопасности населения,
подчеркнул А.Грешневиков.
В первую очередь это относится к авторемонтным и автотранспортным
предприятиям, которые оказывают сильное негативное воздействие на
воздушный бассейн, водные ресурсы и почву. В качестве примера депутат
привел уровни загрязнения сточных вод указанными предприятиями. Так, в
процессе работы авторемонтных мастерских происходит образование
производственных стоков с содержанием взвешенных веществ, превышающим
предельно допустимые концентрации (ПДК) в 160-2670 раз, нефтепродуктов -
в 400-18000 раз, тетраэтилсвинца — в 200-30000 раз. При освобождении
этих предприятий от уплаты за загрязнение, а значит, и материальной
ответственности за него, следует ожидать прекращения всякой очистки
стоков вообще и резкого ухудшения и без того крайне неблагоприятной
экологической обстановки.
В природоохранном законодательстве установлена правовая основа
экономического механизма. С одной стороны, этот механизм содержит
фискальные инструменты воздействия на поведение субъектов
хозяйствования, основанные на принципе: загрязнитель платит — этот
принцип соблюдается во всем мире. С другой стороны — стимулирует
предприятия и предпринимателей осуществлять природоохранную
деятельность, которая в перспективе приводит к снижению загрязнения и
сокращению соответствующих платежей. Достигаемое при этом уменьшение
загрязнения становится выгодным всем, в том числе и нам с вами, то
есть всему населению, в связи с поддержанием экологической обстановки
на безопасном для здоровья уровне. Выгодно это и малым предприятиям,
поскольку сами платежи за загрязнение невелики и составляют всего
сотые и десятые доли от суммы всех налоговых выплат предприятий.
Однако затраты предприятий на природоохранную деятельность могут
идти в зачет платежей за загрязнение и оставаться в распоряжении этих
предприятий. В связи с этим у них возникает свободный выбор: либо
платить за загрязнение, либо не платить при условии собственных
адекватных затрат на охрану природы.
Что последует за отменой такого механизма? Будут ли предприятия
заниматься природоохранной деятельностью за собственный счет без
соответствующих законодательных принуждений? Ответ очевиден: нет, не
будут.
Аргументы депутата убедили его коллег: «за» проголосовали 234
парламентария.
«Новая Камчатская правда», 14 декабря 2000 г.

Комментарии запрещены.