« Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск »
***********************************************************************************
ПРОБЛЕМЫ ХИМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ — ХИМИЯ И ЖИЗНЬ
***********************************************************************************
Сообщение UCS-INFO.90, 5 ноября 1996 г.
***********************************************************************************
Тревога
В ХИМИЧЕСКОМ РАЗОРУЖЕНИИ НАС ОПЯТЬ НАДУЛИ
На сессию Государственной Думы, начинающуюся 15 ноября 1996 г., вынесен для утверждения во втором чтении проект «Закона об уничтожении химического оружия».
Как и в прошлом году, когда этот закон протаскивался через ГосДуму в первом чтении, он содержит недостатки, не позволяющие полагать его имеющим отношение к защите людей. Скорее наоборот.
Необходимо остановить наших законодателей.
Кто может и/или хочет принять участие в кампании направления факсов-протестов, просьба делать это по адресам:
председатель ГосДумы Селезнев Г.Н. — 2923249,
заместители председателя ГоДумы
Шохин А.Н. — 2928600,
Чилингаров А.Н. — 2927650,
Бабурин С.Н. — 2928500,
Гуцериев М.С. — 2927961.
Соответствующие тексты прилагаются.
Л.Федоров, Москва
5 ноября 1996 г.
5 ноября 1996 г. Председателю Государственной Думы
. Федерального Собрания РФ
. Селезневу Г.Н.
Глубокоуважаемый Геннадий Николаевич,
К великому сожалению, проект федерального закона «Об уничтожении химического оружия» внесен на рассмотрение Государственной Думы для утверждения во втором чтении.
Это тяжкая ошибка.
В нынешней форме, несмотря на множество красивых слов, закон направлен против конкретного человека, его прав, его благополучия, окружающей его природы. И, судя по отсутствию обсуждения, сделано это сознательно.
Недостатки проекта закона можно было бы исправить в процессе обсуждения на заседаниях рабочей группы, образованной Комитетом по обороне Государственной Думы. К сожалению, проект закона ни разу не обсуждался рабочей группой. Говорю это со всей ответственностью как член той самой группы (достаточно многочисленной), которую с марта по октябрь 1996 г. работник аппарата Комитета по обороне г-жа Калинина Н.И. ни разу не приглашала что-либо обсуждать.
Не берусь утверждать, в интересах какого именно ведомства проходит явное лоббирование проекта закона в форме, абсолютно противоречащей интересам населения мест хранения и будущего уничтожения химического оружия. Однако оружие это несет тяжелейшую и ежедневную опасность этим людям. Достаточно вспомнить, какими трагедиями могли обернуться только те два полномасштабных пожара, которые случились в течение полугодия, когда рабочую группу не собирали для обсуждения проекта — в поселке Камбарка Удмуртской Республики (там хранятся 6400 тонн люизита) и недалеко от базы в Марадыковском Кировской области (там хранятся авиационные боеприпасы с самыми токсичными отравляющими веществами, в том числе в кассетном исполнении). Создателям проекта закона должно быть ясно, что трудно заставить население территорий руководствоваться документом, который явно противоречит его интересам.
Учитывая важность проблемы экологически безопасного уничтожения химического оружия, Союз «За химическую безопасность» убедительно просит Вас приостановить внесение проекта закона на заседание Государственной Думы для его утверждения во втором чтении и начать, наконец, его обсуждение рабочей группой.
Без нормального обсуждения невозможно хотя бы в минимальной степени устранить основные недостатки проекта закона.
Президент Союза «За химическую безопасность», доктор химических наук
Л.А.Федоров
Предложения Союза «За химическую безопасность»
по гуманизации закона «Об уничтожении химического оружия»
(10 ошибок законопроекта)
1. Проект закона абсолютно не выгоден населению.
В соответствии с проектом закона, население не получит от проведения работ по уничтожению химического оружия никакого улучшения жизненных стандартов.
Статья 4 проекта устанавливает принцип «опережающего развития социальной инфраструктуры в районах уничтожения химического оружия» и отказывает в нормальном человеческом житье (житье без газа, канализации, а иногда и водопровода) жителям мест нынешнего хранения, которым выпало несчастье жить рядом с опаснейшим оружием несколько десятилетий. И это не недоразумение. В статье 8 в полномочия органов государственной власти Российской Федерацию внесено лишь «обеспечение опережающего развития инфраструктуры в районах уничтожению химического оружия». Вновь о районах хранения химического оружия речь не идет. Более того, даже для районов уничтожения химического оружия предусматривается развитие не социальной инфраструктуры, а только лишь инфраструктуры. Ясно, что речь идет всего лишь об обеспечении газом, канализацией и водопроводом военных объектов, а не мирного населения.
Предложения:
В статье 4 проекта сформулировать принцип по-иному:
«опережающее развитие социальной инфраструктуры в районах хранения и уничтожения химического оружия».
В статье 7 проекта сформулировать в числе полномочий
«обеспечение опережающего развития социальной инфраструктуры в районах хранения и уничтожения химического оружия».
2. Проект закона отказывает населению в безопасности.
В проекте закона запланированы будущие беды для населения.
В статье 7 среди полномочий органов государственной власти Российской Федерации упомянуто следующее: «выбор на конкурсной основе безопасных и экологически приемлемых технологий уничтожения химического оружия и утилизации отходов, полностью исключающих или в максимальной степени предотвращающих негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду».
Предложения:
В статье 7 проекта сформулировать в числе полномочий: «выбор на конкурсной основе безопасных и экологически приемлемых технологий уничтожения химического оружия и утилизации отходов, полностью исключающих негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду».
3. Проект закона лишает социальных прав население, пострадавшее при уничтожении химического оружия в прошлые годы.
Предложения:
В статье 7 расширить сферу полномочий органов государственной власти Российской Федерации следующим образом: «определение видов и размеров социальных льгот и компенсаций, предоставляемых персоналу объектов по хранению и уничтожению химического оружия, другим лицам, участвующим в обеспечении работ с химическим оружием, а также гражданам, постоянно или преимущественно проживающим в зонах защитных мероприятий, и гражданам, пострадавшим при уничтожении химического оружия в прошлые годы, независимо от места их нынешнего проживания».
В статье 8 уточнить полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом забытой категории населения: «согласование проектов федеральных законов, федеральных целевых программ, нормативных правовых актов по вопросам, связанным с уничтожением химического оружия, обеспечением безопасности граждан и защиты окружающей среды при проведении работ по уничтожению химического оружия, а также предоставлением социальных льгот и компенсаций гражданам, постоянно или преимущественно проживающим в зонах защитных мероприятий, и гражданам, пострадавшим при уничтожении химического оружия в прошлые годы, независимо от места их нынешнего проживания».
4. Проект закона лишает население права на выбор.
Не все захотят и дальше жить в опасном для себя соседстве. Некоторые могут пожелать изменить свое место жительства. Однако право населения на выбор места жительства в предвидении новых будущих опасностей в законопроекте не прописано.
Предложение:
Cтатью 18 изложить в расширенной редакции:
«Статья 18. Право граждан на получение социально-экономических льгот.
Гражданам Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающим на территории зоны защитных мероприятий гарантируются социальные льготы и компенсации.
Льготы и компенсации включают улучшение социально-бытовых условий граждан, которые предоставляются за счет средств федерального бюджета.
Граждане, проживающие в зонах защитных мероприятий объектов по хранению и уничтожению химического оружия, имеют право на переселение в местность вне зоны защитных мероприятий по их выбору с выплатой им полной компенсации.
Порядок, конкретные виды, размеры льгот и компенсаций, которые предоставляются персоналу объектов хранения и уничтожения химического оружия, другим лицам, участвующим в обеспечении работ по хранению, перевозкам и уничтожению химического оружия, а также лицам, в пострадавшим в прошлом при уничтожении химического оружия, устанавливаются федеральным законом».
5. Законопроект не обеспечивает ни человеку, ни природе надлежащих прав при возмещении ущерба, который может возникнуть от работ с химическим оружием.
В статье 19 физическим и юридическим лицам Российской Федерации гарантируется «возмещение вреда их имуществу, возникшему при хранении, перевозках и уничтожении химического оружия». Когда же дело доходит до здоровья граждан и природы, законопроект резко сужает их права. Гражданам возмещение вреда, причиненного здоровью, гарантируется не при любых условиях, а лишь когда вред наступил «вследствие чрезвычайных ситуаций, возникших при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия». В столь же ущемленном положении оказывается бессловесная природа: возмещение вреда (ущерба) ей также вновь обусловливается «чрезвычайными ситуациями». Это — сознательное ущемление прав.
Предложение:
Статью 19 изложить в следующей редакции:
«Гражданам Российской Федерации гарантируется возмещение вреда, причиненного их здоровью при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, в том числе в прошлые годы.
Физическим и юридическим лицам Российской Федерации гарантируется возмещение вреда их имуществу, возникшему при хранении, перевозке и уничтожении химического оружия, в том числе в прошлые годы.
Возмещение причиненного вреда здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Возмещение вреда (ущерба), причиненного объектам окружающей среды при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации».
6. Законопроект лишает население гражданских прав, связанных с участием в обсуждении работ, затрагивающих его жизненные интересы.
Проектом закона не предусмотрено даже консультативное участие представителей населения в обсуждении и выработке политики в области проведения работ по уничтожению химического оружия на региональном уровне. Тем более не предусмотрено никаких гарантий, что население сможет влиять на эту политику в случае, если государственные органы нарушат свои обязательства перед населением и ущемят его права и интересы.
Предложение:
Включить в законопроект специального раздела, обеспечивающего гражданские права населения и представляющих его общественных объединений.
«Статья N-1. Обеспечение прав граждан и общественных организаций.
Граждане и общественные объединения имеют право на участие в обсуждении любых проектов законодательных актов и программ в области химического разоружения, а также на участие в обсуждении вопросов, связанных с размещением, проектированием, сооружением, эксплуатацией и снятием с эксплуатации объектов по уничтожению химического оружия.
Общественные объединения имеют право рекомендации своих представителей для участия в экологической, правовой и технической экспертизах технологий уничтожения химического оружия, программ химического разоружения, предпроектных и проектных материалов по строительству объектов по уничтожению химического оружия на всех стадиях их подготовки и исполнения».
«Статья N-2. Создание общественных комиссий по химическому разоружению.
Для рассмотрения вопросов химического разоружения в субъектах Российской Федерации — регионах хранения и уничтожения химического оружия создаются общественные комиссии по химическому разоружению. Комиссии формируются органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации из представителей этого органа, представителей общественных объединений, а также по согласованию с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации из представителей этих органов.
Комиссии по химическому разоружению субъектов Российской Федерации действуют на общественных началах и их деятельность носит консультативный характер. Деятельность комиссий по химическому разоружению субъектов Российской Федерации не может быть конфиденциальной».
«Статья N-3. Заключение гражданских соглашений.
Для обеспечения работ по созданию объектов социальной инфраструктуры, улучшению социально-бытовых условий граждан, проживающих в местах хранения и уничтожения химического оружия, заключаются гражданские соглашения.
От имени федеральных властей соглашения подписывают руководители объектов по хранению и уничтожению химического оружия, а от имени населения — представители органов местного самоуправления, а также общественных объединений, уполномоченные населением. Гражданскими соглашениями определяются списки объектов социальной инфраструктуры, а также объемы и сроки их сооружения.
Гражданские соглашения должны включать право представителей населения на приостановку работ с химическим оружием в случае приостановки согласованных работ по возведению объектов социальной инфраструктуры».
7. Проект закона ограничивает права населения на информацию.
В нарушение действующего законодательства, проект закона отказывает в праве на информацию общественным объединениям, представляющим интересы населения, — или всем или же тем, которые не зарегистрированы в органах юстиции.
В статье 8 среди полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации упомянуто: «предоставление по запросам юридических и физических лиц экологической и медико-гигиенической информации».
В статье 20 говорится о «праве физических и юридических лиц на получение информации», чем ограничиваются в правах общественные объединения, не зарегистрированные в органах юстиции.
В статье 7 в число полномочий органов государственной власти Российской Федерации включено: предоставление, в соответствие с законодательством Российской Федерации, общественным объединениям, другим юридическим и физическим лицам по их запросам информации«.
Предложения:
В статье 7 проекта сформулировать в числе полномочий:
«предоставление, в соответствие с законодательством Российской Федерации, общественным объединениям, юридическим и физическим лицам по их запросам информации».
В статье 8 в число полномочий включить: «предоставление по запросам, общественных объединений, юридических и физических лиц экологической и медико-гигиенической информации».
В статье 10 в число полномочий органов надзора и контроля включить «предоставление экологической и медико-гигиенической информации по запросам общественных организаций, физических и юридических лиц, в соответствии с законодательством Российской Федерации».
В статье 20 уточнить название следующим образом «Право общественных объединений, физических и юридических лиц на получение информации». Абзац второй этой статьи начать следующим образом: «Общественные объединения, физические и юридические лица…», далее по тексту.
8. Законопроект не гарантирует представителям населения права доступа на объекты, опасные для их жизни.
В нынешней редакции проект закона закладывает возможность сбора толп возбужденных людей у стен объектов по хранению и уничтожению химического оружия, поскольку ограничивается право на посещение этих объектов его представителями (со отсылкой на несуществующие правила). Это недопустимо. Население не будет ждать, когда распорядится «московский барин».
Статья 21. Сформулировать в уточненной редакции и без отсылок:
«Статья 21. Право доступа на объекты по хранению и уничтожению химического оружия.
Граждане Российской Федерации, представители органов государственной власти и общественных организаций, имеют безусловное право доступа на объекты по хранению и уничтожению химического оружия по решению руководства этих объектов».
9. В законопроекте государство отказывается от ответственности перед гражданами за свои ошибки.
В соответствии со всеми главами проекта закона и в особенности с главой VI проекта закона, федеральные органы исполнительной власти, руководители объектов по хранению и уничтожению химического оружия и должностные лица должны нести ответственность за отравление людей только в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с работами с химическим оружием, а не за любые нарушения условий безопасности при работах с химическим оружием, независимо от того, привели или не привели они к утечкам отравляющих веществ, а тем более к отравлению людей и загрязнению окружающей среды. То же самое относится к льготам и компенсациям в связи с ущербом здоровью граждан от работ с химическим оружием.
Граждане могут быть отравлены от скрытых утечек отравляющих веществ, однако, в соответствии с законопроектом, это не влечет за собой ответственности государства перед пострадавшими людьми. Более того, государство с помощью статьи 18 освобождает себя от ответственности, спрятавшись за формулу об «установлении связи заболевания с функционированием объектов по хранению и уничтожению химического оружия или перевозками химического оружия». И не берет на себя бремени доказательства.
Этот подход предполагает, что при нормальной деятельности объектов отравление людей будто бы не должно происходить. Это ошибка. У нас в стране десятки тысяч людей были отравлены не при чрезвычайных ситуациях (их существование вообще долгое время отрицалось), а именно при нормальном производстве и хранении химического оружия. И эти люди до сих пор не получили компенсацию и или иные формы социальной защиты за свой каторжный труд, потому что государство отказалось устанавливать связь их заболеваний с функционированием объектов по производству и хранению химического оружия. Тем более, что действие больших и малых доз отравляющих веществ может привести к одинаково тяжким последствиям. Однако государство умеет измерять только большие дозы.
Таким образом, педалирование чрезвычайных ситуаций фактически ставит население и природу в бесправное положение. Это тем более опасно, что в статье 1 вообще не дается определение понятию чрезвычайное положение.
Предложение:
Все без исключения статьи законопроекта должны быть безусловно уточнены таким образом, чтобы из них была исключена чрезвычайность. В основе всех формул закона должны быть реальные события — утечка отравляющих веществ, вред здоровью граждан, загрязнение окружающей среды, нарушение условий безопасности и т.д. Потому что чрезвычайна любая утечка отравляющих веществ.
В статье 1 должно быть дано определение чрезвычайной ситуации.
10. Законопроектом установлен принципиально различный уровень ответственности государства и населения друг перед другом в связи с работами с химическим оружием.
Возможность возникновения более широкого спектра опасных ситуаций при работах с химическим оружием понимали и разработчики законопроекта. Во всяком случае в статье 25 «Ответственность граждан» они предусмотрели для жителей, которым судьбой предназначено жить возле объектов по хранению и уничтожению химического оружия, более многослойную ответственность. Эта социально близорукая «асимметрия» должна быть устранена при окончательном редактировании текста.
Предложение.
В статье 25 сократить ответственность граждан до того уровня, который приняло на себя по отношению к ним государство:
«Статья 26. Ответственность граждан.
Граждане Российской Федерации несут административную, материальную или уголовную ответственность за:
преднамеренные действия с химическим оружием, которые повлекли за собой возникновение чрезвычайных ситуаций, или нанесли вред здоровью граждан, их движимому и недвижимому имуществу и привели к загрязнению окружающей среды;
невыполнение распоряжений и предписаний органов государственного надзора и контроля, направленных на обеспечение безопасности граждан и защиту окружающей среды.
Виды и степень ответственности устанавливаются законодательством Российской Федерации».
Президент «Союза за химическую безопасность», доктор химических наук
Федоров Л.А.