UCS-INFO.1140

*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
**** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь ***************
*******************************************************************
** Сообщение UCS-INFO.1140, 25 марта 2004 г. *
*******************************************************************
Индустрия и жизнь

АВАРИИ ПОСЛЕДНИХ ДНЕЙ

МАРИУПОЛЬ
Дорогие коллеги-экологи!
Спасибо за внимание к нашим проблемам. Высылаю более подробный
коментарий о затоплении баржи с удобрениями в Мариупольском потру.
ПОЧЕМУ УШЛА РЫБА ОТ МАРИУПОЛЬСКИХ БЕРЕГОВ
Серу и калийные удобрения в Мариупольском порту начали перегружать
навалом с начала 90-х годов. По железнодорожному пути приходят открытые
вагоны с серой и калийными удобрениями . Из разгружают на открытой площадке,
а затем грейферными кранами перегружают на суда. Есть еще и перевалочная
база — это баржа , которая, проржавев и развалившись затонула на прошлой
неделе.
Экологические проблемы начинаются уже на подъезде в городу. Серой и
удобрениями засыпано все полотно и , главное, та его часть, которая проходит
по приморскому бульвару и городским пляжам. Этими сыпучими усеяна вся
территория порта, так как грейферами сложно перегружать их не рассыпая.
Очевидцы говорят, что большое количество серы и удобрений высыпается в
море каждый день. Наша общественная организация в 2000 году делала о этой
проблеме телевизионный сюжет. У меня есть документальная съемка, где видно,
что серой засыпан те только причал, но и затопленные в акватории порта суда.
Обычно допустимые потери на транспорте составляют 5 %. Если за эти годы
перевезены миллионы тон этих грузов, то не трудно представить себе, какую
нагрузку испытывает Азов ежедневно.
Летом 2002 года на подходе к порту затонул сухогруз с серой. Его вынесло
на отмель, где он и развалился, вывалив в море тысячи тон серы. Вся
территория пляжей были покрыты желтым налетом. Купавшиеся в море смельчаки
вылезали из воды в желтой слизи.
Теперь затонула баржа с калийным удобрением. В море мгновенно
растворилось 3 тысячи тонн сульфата калия.
Первая реакция служб охраны моря и рыбнадзора была негативная. Затем
стали говорить, что ничего особого не произошло. Это калийное удобрение,
мол, имеет только пятый класс опасности, народ выживет.
Метеорологичкая служба подтвердила, что отклонения от нормы в море нет.
Доктор химических наук А.Е.Капустин, постоянный эксперт морских грузов,
сказал, что глауберова соль для моря не опасна. Его мнение совпадает с
мнением известного химика-эколога Льва Федорова. Вот его ответ на мой
запрос: «Не думаю, что здесь есть какой-то вред. В море ионов калия еще
больше».
В сумме наверняка, а вот в отдельно взятой прибрежной полосе Мариуполя?
Есть хороший индикатор вреда природе — это биомоноторинг. Рыба не знает
химии, она ищет, где глубже и чище. Так вот, рыбы. начиная с затопления
баржи с серой, у мариупольских берегов нет. Поведение рыбы подтверждается
комментарием к этому событию академика Алексея Яблокова, который первым
откликнулся на мой запрос, и написал: «С мой биологической точки зрения -
это, конечно мощный удар по прибрежным экосистемам».
В 2001 году на семинаре в Гамбурге :»Экология морских портов» я задала
вопрос немецким специалистам: как обеспечить экологически чистую перегрузку
серы и удобрений навалочным грузом. Мне ответили, что такой технологии они
не знают и, соблюдая экологические нормы, перевозят все растворимые в воде
вещества упакованными.
За эти 12 лет я присутствовала, как минимум, на трех заседаниях в
горсовете о проблеме перегрузок серы и удобрений. Портовики говорят, что
только серой с удобрениями и выживают. Власть говорит, что хорошее дело
делают — народ кормят. Лукавят и те и другие. В городе за морские причалы
идет непрерывная борьба. Город — металлург, экспортирующий 90 % своего
металла, крайне заинтересован в причалах, да и других охотников хватает.
В чем же дело? Просто перевозить токсичные грузы навалом, т.е. самым
дешевым способом, другие порты отказались, а наши портовики взялись и,
видимо, хорошо на этом зарабатывают.
Оказывается, в украинском законодательстве тоже существует запрет на
перевозку растворимых веществ неупакованными. Когда замолчать скандал по
поводу затопления баржи не удалось, Министерство природных ресурсов и
экологической безопасности Украины, вспомнило о нем, и теперь налагает
штрафные санкции на портовиков.
Не стану спрашивать, куда смотрели раньше? За 12 лет независимости на
Украине сменилось 7 министров окружающей среды, не до моря было.
Думаю, что портовики не разорятся от наложенного штрафа, а может, по
примеру металлургического комбината «Им. Ильича», который в прошлом году
спустил в реку несколько кубометров серной кислоты и был оштрафован на
сумму около 30 тыс долларов, платить этот штраф вообще не стал.
В заключение могу сказать только одно: наши рыбаки обзавелись баркасами
и ходят ловить рыбу к российскому берегу. Их, к счастью пока оттуда не
гонят…
Еще раз спасибо всем.
И.Буторина, strategy@mariupol.net, 24 марта 2004 г.

СТАВРОПОЛЬ
50 сотрудников ФСБ и МВД отравились в Ставрополье
В городскую больницу Ставрополя госпитализировано 50 человек,
пострадавших в результате выброса и последующего возгорания фосфора в
Октябрьском районе города. Как сообщили в среду российским СМИ в управлении
информации МЧС РФ, среди пострадавших — 12 спасателей, пожарных и
сотрудников управления ГО и ЧС города, остальные 38 человек — сотрудники
ФСБ, МВД и лица, попавшие под воздействия продуктов горения. У 9 человек в
крови и моче обнаружено наличие фосфора.
В минувшее воскресенье, 21 марта, в Октябрьском районе в результате
воздействия солнечных лучей и разгерметизации бочки, извлеченной из земли
в январе 2004 года при проведении земляных работ, произошел выброс 50 кг
неизвестного вещества на площади около 70 кв. метров с последующим
возгоранием.
Установлено, что обнаруженное вещество является токсичным белым (желтым)
фосфором, сообщает «Интерфакс». 23 марта произошло вторичное возгорание
кусков фосфора, который нейтрализовался не полностью.
2004-03-24 11:54:18
Прислал: samamnesty@ssu.samara.ru, 24 марта 2004 г.

ШЕМОНАИХА (КАЗАХСТАН)
На железнодорожной станции Шемонаиха произошел разлив плавиковой кислоты
Усть-Каменогорск. 18 марта. КАЗИНФОРМ — Как только что сообщила
пресс-служба Восточно-Казахстанского управления по ЧС, на железнодорожной
станции Шемонаиха произошел разлив плавиковой кислоты из специализированной
цистерны.
Корреспондент Казинформ из Восточного Казахстана передает, что сигнал
об этом происшествии поступил в службу ЧС сегодня, 18 марта, в 11 часов 13
минут. Созданная экспертная комиссия определила отправителя емкости с
плавиковой кислотой, из которой произошла утечка, это — <Казахтехснаб>. Но
в связи с тем, что аварийная служба по работе с данным химическим
растворителем имеется только на Ульбинском металлургическом заводе, к работе
по обезвреживанию зоны разлива приступили только в эти минуты, после 17
часов.
Как сообщила руководитель пресс-службы ЧС Наталья Заплетнюк, в избежание
непредвиденных последствий от испарения едкого химического растворителя,
состав из цистерн с плавиковой кислотой был препровожден в железнодорожный
тупик, где находится и по сей час.
Более подробная информация о количестве <химического пятна> и причинах
утечки плавиковой кислоты будет известна утром, 19 марта.
Напомним, что плавиковая кислота, или фтороводородная кислота является
очень ядовитым химическим соединением, применяется в металлургической
промышленности для выплавки.
Казинформ, www.inform.kz, 18 марта 2004 года
Источник: EcoDigest (15.03-21.03.04), 23 марта 2004 г.,
З.Бабаханова, НПО «Экологический ПрессЦентр»,
zarina@ecopress.lorton.com

Комментарии запрещены.