UCS-INFO.169

« Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск »

*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
* Сообщение UCS-INFO.169, 3 октября 1997 г. *
*******************************************************************
Будни химического разоружения

КУДА ЗАНЫКАЛИ АМЕРИКАНСКИЕ ДЕНЬГИ?

Кто не помнит потоки крокодиловых слез, которые регулярно
проливает наш военно-химический комплекс (ВХК) в связи с тем,
что ему будто бы не выделяют денег на химическое разоружение!?
Только по этой причине упомянутый ВХК будто бы и допуска-
ет оплошности, коих известно уже немало и кои более чем приско-
рбны, если учесть характерные особенности химического оружия.
Укажем в связи с этим опасные просчеты, допущенные в до-
кументе под названием «Обоснование инвестиций в строительство
объекта по уничтожению артиллерийских боеприпасов в снаряжении
ФОВ в районе г.Щучье Курганской области» (см. UCS-INFO.146).
Если пользоваться такими недоброкачественными документами,
безопасно химического оружия нам не уничтожить.
Осталось понять, так есть у нашего ВХК деньги или их все-
таки нет?
Ответ на этот вопрос можно найти в недавнем письме нача-
льника Генерального Штаба Министерства обороны России А.Кваш-
нина, затрагивающем в высшей степени важный аспект проблемы
химического разоружения России — участия в этом процессе аме-
риканских денег.
Вот, что написано в том письме.

«Ваш запрос в отношении использования финансовых средств,
выделенных американской стороной на содействие уничтожению хи-
мического оружия в России, Министерством обороны Российской
Федерации рассмотрен.
Сотрудничество с США в области уничтожения химического
оружия осуществляется на основании:
* рамочного соглашения от 17 июня 1992 года между Российской
Федерацией и США относительно безопасных и надежных перевозок,
хранения и уничтожения оружия и предотвращения распространения
оружия;
* Соглашения от 30 июля 1992 года между Комитетом по конвен-
циальным проблемам химического и биологического оружия при
Президенте Российской Федерации и Министерством обороны США
относительно безопасного, надежного и экологически чистого
уничтожения химического оружия;
* исполнительной договоренности между Министерством обороны
США и Министерством обороны Российской Федерации о сотрудни-
честве, направленном на создание российского объекта по унич-
тожению артиллерийских боеприпасов в снаряжении фосфороргани-
ческими отравляющими веществами (ФОВ) от 17 июля 1996 года.
Непосредственно Министерству обороны Российской Федерации
финансовые средства американской стороной не выделяются.
Оказание содействия осуществляется в форме поставок оборудова-
ния и оплаты услуг американских фирм-подрядчиков, выполняющих
работы в интересах МО РФ с целью создания объекта по уничтоже-
нию химического оружия в г.Щучье Курганской области. В соот-
ветствии с законодательством США (закон Нанна-Лугара) выделе-
ние финансовых средств американским фирмам, выбранным Правите-
льством США, происходит на ежегодной основе и подлежит одобре-
нию Конгрессом США. Денежные средства могут поступать лишь в
случае, когда российские организации выступают в роли подряд-
чика.
Официальных данных по объемам помощи, оказываемой Минис-
терством обороны США по выполнению работ, направленных на со-
действие российской программе уничтожения химического оружия
за период с 1992 по 1997 годы, в Минобороны России не имеется.
По согласованию с Министерством обороны РФ американскими
фирмами выделялись средства в сумме 17,4 млн. долларов США,
которые были направлены на:
* проведение в 1995 году совместного двухстороннего экспери-
мента по оценке российской технологии (6,371 млн. долларов
США), головной исполнитель — ГосНИИОХТ (г.Москва),
* закупку в 1995 году современного аналитического оборудова-
ния, которое в настоящее время используется в ГосНИИОХТ (2,2
млн. долларов США) и Саратовском высшем военном инженерном
училище химической защиты для подготовки кадров для объектов
уничтожения и подготовки российских инспекторов по контролю за
уничтожением химического оружия (3,8 млн. долларов США). В
этих же целях используются три передвижные лаборатории (2,14
млн. долларов США). После подготовки специалистов по эксплуа-
тации передвижных лабораторий одна из них будет передана на
арсенал хранения химического оружия в районе г.Щучье Курганс-
кой области, как это и предусмотрено контрактом.
В 1996 году сотрудничеству удалось придать большую прак-
тическую направленность. Исполнительной договоренностью между
МО РФ и МО США с целью создания объекта по уничтожению хими-
ческого оружия предусмотрено совместное проведение работ с
привлечением российских субподрядных организаций по направле-
ням:
* разработка «Обоснования инвестиций в строительство объекта
по уничтожению артиллерийских боеприпасов в снаряжении ФОВ в
районе г.Щучье Курганской области» (1,187 млн. долларов США),
головная проектная организация — АООТ «Гипросинтез» (г.Волгог-
рад), соисполнители — 31 ГПИ СС МО РФ (г.Москва), ГосНИИОХТ,
УралНИИ «Экология» (г.Пермь);
* разработка технической и рабочей документации для объекта
(51,157 тыс. долларов США), головная проектная организация -
АООТ «Гипросинтез»;
* разработка и изготовление оборудования поточных линий унич-
тожения химических боеприпасов для объекта в районе г.Щучье
Курганской области (125,663 тыс. долларов США), головной ис-
полнитель — ГосНИИОХТ;
* оптимизация двухстадийного процесса уничтожения уничтожения
отравляющих веществ (1,497 млн. долларов США), головной испол-
нитель — ГосНИИОХТ;
* масштабирование процесса уничтожения отравляющих веществ
(41,059 тыс. долларов США), головной исполнитель — ГосНИИОХТ.
Следует отметить, что американская помощь носит обуслов-
ленный характер, напрямую увязывается с ратификацией российс-
кой стороной Конвенции по запрещению химического оружия, а
также представлением гарантий о финансировании Правительством
Российской Федерации федеральной целевой программы «Уничтоже-
ние запасов химического оружия в Российской Федерации», и мо-
жет быть прекращена в любое время (в том числе начиная с 1998
года). Неоднократно поднимаемый российской стороной вопрос о
долгосрочном договоре не находит понимания у американской сто-
роны. В этой связи составить перспективный план использования
выделяемых средств невозможно. Кроме того, часть ранее заяв-
ленной суммы выделяемых средств впоследствии может быть умень-
шена без уведомления российской стороны. Также американская
сторона не планирует финансировать работы по социальной инфра-
структуре создаваемого объекта. В связи со сложившейся ситуа-
цией целесообразно содействие Государственной Думы с целью
принятия американской стороной решения о выделении средств на
долгосрочной основе на строительство полномасштабного объекта.
С уважением,
генерал-полковник А.Квашнин

Итак, деньги у них есть. И весьма жирные.
Только «делиться» с населением на социальную инфраструк-
туру никто не собирается. Это дорого и не в наших правилах.
Дешевле потратиться на «Зеленый крест» и с его помощью
одобрить уже упоминавшийся документ «Обоснование инвестиций в
строительство объекта по уничтожению артиллерийских боеприпа-
сов в снаряжении ФОВ в районе г.Щучье Курганской области». Что
и было сделано летом этого года на «публичных» слушаниях в
Кургане.
Разумеется, никто не думает, что приводной ремень под
названием «Зеленый крест», возглавляемый дуумвиратом М.Горба-
чев-С.Барановский, оплачивается из этого же источника. Есть и
другие — чтобы не путать кислое с пресным.
Точно также никто не думает, что ГосНИИОХТ на самом деле
сделал все то, о чем написано выше («изготовление оборудования
поточных линий», «оптимизация», «масштабирование» и т.д.).
Как сказано у советского классика, ты не в Чикаго, моя
дорогая.

Комментарии запрещены.