UCS-INFO.217

« Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск »

*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
* Сообщение UCS-INFO.217, 1 февраля 1998 г. *
*******************************************************************
Дымилась, падая, ракета

ПОЧЕМУ СОРВЕТСЯ УНИЧТОЖЕНИЕ ТВЕРДОТОПЛИВНЫХ РАКЕТ
В ВОТКИНСКЕ И ЗЛАТОУСТЕ

За последний месяц о проблеме уничтожения российских твер-
дотопливных ракет стратегического назначения высказались мно-
гие — от всем известного премьер-министра до никому не ведомо-
го научного сотрудника прославленного «академического»
института (на сленге — научника).
29 декабря 1997 г. наш премьер-министр издал распоряжение,
в соответствии с которым жители Воткинска и Златоуста должны
немедленно приступить к выполнению указанного.
29 января 1998 г. научник из Института химической физики
РАН проявила поразительную осведомленность в тех же самых воп-
росах.
Однако, несмотря на разный социальный статус, лица, выска-
завшиеся о ракетах, похоже, так за последние годы ничему и не
научились.
Как Бурбоны.

ПРЕМЬЕР:
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 29 декабря 1997 г. №1818-р
1. Принять предложение Минэкономики России и Минобороны о
создании в государственном производственном объединении «Вот-
кинский завод» и производственном объединении «Златоустовский
машиностроительный завод» производственных мощностей по ликви-
дации и утилизации твердотопливных ракет стратегического наз-
начения и ракетных двигателей с использованием технологии и
оборудования, поставляемых Американской Стороной в соответс-
твии с имеющимися договоренностями о техническом сотрудничест-
ве в ликвидации стратегических наступательных вооружений.
2. Определить Минэкономики России государственным заказчи-
ком работ по созданию производственных мощностей, предусмот-
ренных в п.1 настоящего распоряжения.
Работы по созданию мощностей, по ликвидации и утилизации
твердотопливных ракет стратегического назначения и ракетных
двигателей осуществлять в рамках государственного оборонного
заказа в пределах средств, выделяемых на реализацию междуна-
родных договоров о ликвидации, сокращении и ограничении воору-
жений.
3. Минэкономики России:
* организовать размещение поставляемого Американской Сторо-
ной оборудования для утилизации ракетных двигателей в го-
сударственном производственном объединении «Воткинский
завод»,
* совместно с Минобороны России и государственным предприя-
тием «Московский институт теплотехники» определить поря-
док проведения работ, предусмотренных настоящим распоря-
жением;
* решить вопрос о заявлении места ликвидации твердотоплив-
ных ракет стратегического назначения в соответствии с До-
говором о сокращении и ограничении стратегических насту-
пательных вооружений от 31 июля 1991 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации В.Черномырдин

НАУЧНИК:
«Важной частью Договора СНВ-2 является демонтаж и утили-
зация 7-8 тыс. ядерных боезарядов, 100 тыс. тонн жидкого ра-
кетного топлива (гептила), более 17 тыс. тонн твердого топли-
ва. Если бы не было СНВ-2, все расходы на демонтаж и
утилизацию устаревшего вооружения несла бы Россия. Договор
предусматривает международное сотрудничество в этом вопросе
(программа Нанна-Лугара). В рамках «Соглашения между Комитетом
РФ по оборонным отраслям промышленности и Министерством оборо-
ны США относительно сотрудничества в ликвидации СНВ» от 26 ав-
густа 1993 г. и поправок к нему от 19 июня 1995 г. общая стои-
мость всех материально-технических средств, услуг и обучения,
а также связанные с ними расходы определены в сумму более 200
млн долларов США.
В обсуждении технических и экономических проблем, в том
числе вопросов утилизации жидкого и твердого ракетного топли-
ва, принимали участие целый ряд заинтересованных ведомств, ор-
ганизаций и предприятий России и США. И тем не менее практи-
ческое решение большинства вопросов постоянно откладывается.
Так, в течение длительного срока решался вопрос о размещении
комплекса утилизации гептила. В результате многих изменений и
по прошествии многих месяцев комплекс был перенесен из Мос-
ковской области в г.Красноярск и г.Нижняя Салда (Свердловская
область). При этом возникли дополнительные затраты на повтор-
ные проектные и конструкторские работы.
Спустя примерно год ситуация повторяется при проведении
тендера на строительство комплекса для утилизации твердотоп-
ливных двигателей в г.Перми. Неожиданно негативное отношение
администрации и жителей города, традиционно связанного с обо-
ронной промышленностью, к перспективе строительства утилизаци-
онного комплекса привело к срыву экологического референдума о
размещении на территории Пермской области базы по утилизации
твердотопливных ракет стратегического назначения. Камнем
преткновения стало отсутствие экологической экспертизы проекта
как на региональном, так и на федеральном уровнях.
Решение вопроса о ратификации Договора СНВ-2, вероятно,
позволило бы снять большую часть из накопившихся проблем, пос-
кольку в действительности наличие соответствующей технической
базы и высококвалифицированных специалистов в оборонной отрас-
ли позволяет грамотно и эффективно с экономической точки зре-
ния осуществлять утилизацию вооружений, подлежащих сокраще-
нию».
Лиля Гусева, научный сотрудник Института
химической физики РАН, «Известия», 29 января 1998 г.

* * *

Наши ракетописатели многое не поняли и о многом забыли.
Чего они не поняли?
Что на свете существуют люди.
Что с людьми надо сначала разговаривать, а потом что-то
решать.
Что соблюдение интересов своих сограждан не менее важно,
чем интересов заокеанских начальников, даже если деньги имеют
очень заграничное происхождение.
Что, кроме экономики, существует экология.
Что существует закрепленное Конституцией РФ право каждого
гражданина РФ на благоприятную окружающую среду.
Что законы надобно соблюдать (это — об экологической экс-
пертизе).
Что сопротивление жителей Перми было отнюдь не неожидан-
ное, если учесть, что ВПК никогда не чтил экологию не только в
Перми, но и во всей нашей бывшей стране — СССР. Примеры — в
другой раз.
Ну и т.д.
Напомним забывчивым авторам и список, который писали сво-
ими поступками жители СССР/России, чьи интересы ВПК попытался
походя попрать.
1989 г. Жители Чапаевска не допустили пуска у себя под
боком завода по уничтожению химического оружия, о строительст-
ве которого их «забыли» известить.
1992 г. Жители Чувашии, которых ВПК без раздумий поставил
перед фактом возобновления работ с химчески оружием, добились
законодательного отказа от этих работ.
1995 г. Жители Почепского района Брянской области, с ко-
торыми ВПК не хотел делиться информацией, добились законода-
тельного установления в области 15-летнего моратория на работы
с химическим оружием.
1997 г. Жители г.Сергиев Посад добились ухода ВПК, пытав-
шегося начать у них в доме уничтожение токсичного ракетного
топлива гептила (госпоже Лиле Гусевой на заметку: гептил возле
домов жителей Сергиева Посада существовал в Реммаше много лет
и остался до сих пор).
Ну и т.д.
Как видим, сначала накапливался опыт анти-химического
сопротивления давлению властей, не подкрепленному мерами по
экологической безопасности, однако, начал появляться и анти-
ракетный.
Таким образом, в задачке по социальной психологии, кото-
рую задал в предновогодние дни всем нам премьер-министр, спра-
шивается: так что же станется с красивой идеей об уничтожении
твердотопливных стратегических ракет в Воткинске и Златоусте?

Комментарии запрещены.