UCS-INFO.219

« Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск »

*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
* Сообщение UCS-INFO.219, 7 февраля 1998 г. *
*******************************************************************
На просторах Родины чудесной

КАКОЙ «ХИМИЕЙ» ДЫШАТ НА УКРАИНЕ?
(справка о состоянии проблемы загрязнения воздуха
в г.Днепропетровске автотранспортными средствами)

«На Украине смертность уже 7 лет превышает рождаемость, а по
детской смертности мы достигли уровня стран третьего мира.
Днепропетровск только подтверждает общую тенденцию. Одной из
основных причин снижения показателей здоровья является ухудшение
состояния среды обитания, в особенности, качества питьевой воды и
увеличение содержания вредных веществ в воздухе. Казалось бы,
вынужденный простой большинства предприятий-загрязнителей должен
привести к у л у ч ш е н и ю качества воздуха.
Однако:
* резко увеличилось количество автотранспорта в городе,
* произошли качественные изменение парка легковых автомашин за
счет появления значительного количества престижных иномарок,
не приспособленных к нашим дорогам и нашему топливу, а также
дряхлых западных машин,
* ранее использовавшиеся сорта бензина вытеснены на рынке более
дешевыми для продавцов сортами с так называемыми «ароматизирующими»
добавками (имеется в виду не запах, а добавка для повышения
октанового числа и замены дефицитной нефтяной составляющей
или составляющей из природного газа токсичными ароматическими
соединениями — бензолом, толуолом, ксилолом или их смесью).
Одновременно резко ухудшилось качество дизельного топлива
(тяжелые фракции, механические загрязнения), что также ухудшило
экологические показатели дизельного транспорта.
Автомобильный транспорт стал одной из основных причин критической
техногенной нагрузки на население Приднепровского региона, а так
называемое коммерческое топливо для автомобилей (по данным
городской СЭС, согласующимся с данными независимой экспертизы) содержит
значительное количество плохо сгорающих в автомобильном двигателе
ароматических соединений, таких как бензол, толуол, ксилол и даже
стирол. Выхлопные газы автомобилей вследствие этого содержат большое
количество этих ароматических соединений, отрицательно сказывающихся
на здоровье людей.
В мировой практике жестко лимитируется содержание, по крайней мере,
бензола (канцероген). По экспертным оценкам химиков, упомянутые
ароматические соединения не успевают полностью сгорать в двигателе и
выбрасываются с выхлопными газами. Целенаправленные исследования о
количестве ароматических соединений в выбросах автомобилей никем не
проводились. Обследования ГАИ этот параметр не учитывают. В данных
Гидромета сведения отсутствуют.
Каталитическое дожигание выхлопных газов в этой ситуации
бесперспективно.
Пути решения новой экологической проблемы:
* введение новых ТУ на топливо, устанавливающих принятые в других
странах ограничения по содержанию ароматических соединений,
* введение ограничений на продажу эрзац-топлив, ужесточение
контроля качества топлива, поступающего в нефтебазы,
* сертификация организаций, имеющих право торговли топливом,
* введение жесткого экологического налога на низкокачественное
топливо как для производителя, так и для продавца,
* подключение к решению проблемы общества потребителей, органов
Госстандарта,
* использование современных присадок к топливу, обеспечивающих
более полное сгорание и улучшение за счет этого экологических
характеристик транспортных средств.
Все мероприятия, кроме последнего, в настоящее время в связи с
отсутствием на Украине своей нефти окажутся, видимо, малоэффективными.

Наиболее перспективно применение специализированных присадок
непосредственно к топливу или смазочным маслам.
По назначению присадки можно разделить на две группы:
* присадки-стабилизаторы; к ним можно отнести антиокислительные и
биоцидные присадки и деактиваторы топлива (соединения металлов,
диизопропилдитиофосфат цинка и др.),
* присадки-модификаторы, изменяющие свойства топлив или придающие им
новые свойства; они могут иметь антидетонационное (ТЭС, ферроцен
и его алкильные производные) или противодымное назначение
(метилциклопентадиенилтрикарбонилмарганец и другие соединения
марганца, алкилпроизводные ферроцена, нитроферроцены, органические
соединения щелочных и щелочноземельных металлов, нафтенаты,
стеараты и другие органические соединения хрома, молибдена,
органические соединения бария).
В Днепропетровске получили некоторое распространение:
* МОДИФИКАТОР-АНТИДЕТОНАТОР — добавка для низкооктанового топлива
«РЕНОКС» (изобретение профессора УГХТУ Ю.Мережко). Позволяет в 1,5-2
раза снизить вредные выбросы, получить экономию топлива до 8%.
* УНИВЕРСАЛЬНЫЙ МОДИФИКАТОР-АНАМЕГАТОР ТОПЛИВА Т-4/Т-6 — изобретение
киевского ученого А.Озерянского. В 1,5-3 раза снижает вредные выбросы,
экономия топлива 8-15%, нетоксичен.
* МОДИФИКАТОР-АНАМЕГАТОР МАСЛА того же автора. Значительно снижает
расход масла на угар, в 3-5 раз увеличивает срок службы масла, снижает
вредные выбросы более чем на 30%, цена — около 40% от стоимости
отечественного моторного масла.
Наиболее подтвердившими свою высокую эффективность в условиях
Украины присадками являются последние две присадки.

Вторым направлением является использование различных методов
предварительной активации топлива как при его изготовлении или
заправке, так и в автомобиле. К ним можно отнести ультрамикрофильтрацию
от взвешенных частиц, кавитационную обработку, электрическую и магнитную
обработку, пропускание через фильтры из материала, обладающего
катализирующими свойствами, и др. Одним из предприятий города
разрабатывается МОБИЛЬНО-СТАЦИОНАРНАЯ УСТАНОВКА ДООЧИСТКИ И АКТИВАЦИИ
ТОПЛИВА. Она состоит из комплекса устройств, позволяющих в условиях
предприятия, АЗС, нефтебазы довести экологические и потребительские
параметры топлива до евростандарта, при незначительном увеличении
себестоимости.
Представляет определенный интерес ряд других разработок, использование
которых позволяет приблизиться к решению экологических проблем транспорта.
Среди них:
* «КЛАПАН ЧИСТОГО ВОЗДУХА» — автор Тэд Свитен (США). 52% снижения
вредных выбросов показали испытания в Швеции. В реальных условиях
КЧВ дает снижение выбросов на карбюраторных двигателях в среднем
в 2-4 раза, экономию топлива до 1 %, окупаемость только за счет
экономии топлива — 15-20 тыс. км.
* УКРАИНСКИЙ КАТАЛИЗАТОР ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ (НИИ ПМ г.Киев) по своим
технико-экологическим параметрам не уступает зарубежным аналогам и
будет отличаться только более низкой ценой. По обязательствам перед
Европейским сообществом до 2003 года все транспортные средства на
территории Украины должны быть оборудованы катализаторами выхлопных
газов.
* УСТРОЙСТВО БИНАРНОГО ТОПЛИВА (изобретено и доведено до производства
на Украине). Позволяет снизить вредные выбросы в 2-3 раза за счет
использования двухкомпонентной смеси: низкооктанового бензина
и пропан-бутана. Экономический эффект — 30-50% снижения затрат на
заправки. Предполагаемая окупаемость устройства для автовладельцев -
20 тыс. км.

Третьим направлением является физико-химическое воздействие
собственно на процесс сжигания топлива (ионизация, наложение
пульсирующих электромагнитных полей, использование тлеющего
разряда и т.п.). Представляется одной из наиболее интересных
разработка автомобильных свечей с плазменной активацией (Институт
энергетики ДГУ), серийное производство которых находится в стадии
подготовки».
Член Природоохранной коллегии Горисполкома,
профессор В.М.Задорский (г.Днепропетровск),
E-mail: ecofond@ecofond.dp.ua

* * *
Публикация этого текста имеет не пропагандистские, а сугубо
информационные цели.

Комментарии запрещены.