UCS-INFO.232

« Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск »

*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
* Сообщение UCS-INFO.232, 28 февраля 1998 г. *
*******************************************************************
Будни государственного химического авантюризма

ВНОВЬ О ЛЕТУЧЕМ ГОЛЛАНДЦЕ С ФЕНОЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ

Как известно, 14 мая 1996 г. в районе поселка Мыслец (Чу-
вашия) сошел с рельсов грузовой поезд N 2651. 49 вагонов из 75
возможных устояли, 26 — рухнули на насыпь, а их содержимое -
ушло в почву и воду. Потом начался пожар. С тех пор началась
череда событий, забыть которые удастся нескоро ни населению
Чувашии, ни экологам. В предыдущих выпусках UCS-INFO (NN 68,
69, 164, 182) уже описывались экологические и социальные пос-
ледствия разлива содержимого нескольких цистерн, а также о
судьбе собранной на месте катастрофы земли, отравленной фено-
лом и иной «химией».
С тех пор по существу не изменилось ничего — разве что
министр экологии Чувашии, активно участвовавший в преуменьше-
нии опасности, был вынужден искать новое место работы. Прези-
дент Чувашии Н.Федоров свое место сберег.
Чтобы лучше понимать, как решаются серьезные экологичес-
кие проблемы в современной России, ниже приводится очередная
публикация на тему о судьбе «летучего голландца» с фенольными
отходами.
«Замминистра путей сообщений сказал, что МПС давно обо
всем доложило правительству и поставило в известность адми-
нистрацию президента. По его словам, был даже подготовлен план
мероприятий по ликвидации последствий аварии. Поучается, что
начальство — и железнодорожное, и областное — знало все. В не-
ведении остались лишь простые граждане, которым, похоже, не
положено знать о последствиях аварии.
Железнодорожники утверждают, что отравленный грунт был
собран почти сразу после крушения. Экологи утверждают, что это
было сделано год спустя. Мало кому известно, что отравленной
землей было забито 70 товарных вагонов. Все это было сделано
тихо, без «рекламы», а сами вагоны отправлены в неизвестном
направлении. Экологи узнали об этом факте лишь прошлым летом,
и вот тогда началась вторая часть «фенольной одиссеи».
Главным действующим лицом в этой детективной истории ста-
ли железнодорожники и СМИ. Вскоре 14 вагонов из 70 были обна-
ружены в районе станции Лукоянов Нижегородской области. Стоя-
щий на отдаленном железнодорожном разъезде небольшой состав
«отловили» местные экологи. Районная власть тут же выразила
недовольство, и опасные вагоны отправили в соседний район.
Спустя несколько месяцев состав возвратили на прежнюю стоянку,
и вновь экологи забили тревогу. Это окончательно вывело желез-
нодорожников из терпения. Они не знали, куда спрятать «проя-
вившиеся» 14 злополучных вагонов. А тем временем экологи и
журналисты из регионов, территорию которых обслуживает Горь-
ковская железная дорога (ГЖД), обыскали практически каждый же-
лезнодорожный разъезд в поисках оставшихся «составов смерти».
Лишь тогда начальник ГЖД О.Шарадзе вынужден был сообщить
часть «секретных» сведений. По его словам, ГЖД заключила дого-
вор на обработку отравленной земли с предприятием «Новосибирс-
кий научно-инженерный центра «Экология» МПС РФ. ГЖД якобы зат-
ратила около миллиарда рублей на разработку и строительство
передвижной установки, способной очистить отравленную землю.
Тем временем злополучные вагоны были отправлены на стан-
цию Инская Новосибирской области, которая входит в состав За-
падно-Сибирской железной дороги (ЗСЖД). При этом ГЖД не поста-
вила местные власти в известность об отправке опасного груза.
В Новосибирской области отравленная чувашская земля «не прижи-
лась». Пробы воздуха, взятые вблизи стоянки вагонов, показали,
что содержание фенола превышает ПДК почти в 500 раз. Новоси-
бирское отделение Госкомэкологии потребовало от руководства
ЗСЖД вывезти вагоны за пределы области. К тому же местные жур-
налисты выяснили, что упомянутая г-ном Шарадзе чудо -установка
находится лишь в стадии разработки.
После этого Шарадзе обиделся и намекнул журналистам, что
«фенольный груз» прячут от тех, кто о нем пишет, и что больше
на эту тему он пишущей братии ничего не скажет.
Вместо начальника ГЖД прокомментировать ситуацию решился
заместитель министра МПС по безопасности движения Ю.Герасимов.
По словам г-на Герасимова, МПС вместе с ГЖД не так давно при-
нимали участие в разбирательстве в Верховном арбитражном суде:
железнодорожникам пришлось держать ответ по искам, поступившим
от пострадавших. А что касается чудо-установки, то строитель-
ство ее в Новосибирске завершено. В ближайшее время институт
получит лицензию, установка пройдет испытания, и в апреле зара-
женная земля будет очищена. Правда, решено, что обработка зем-
ли будет проводиться на месте аварии. И, похоже, установке
придется работать в полную силу: как заявляют экологи, под
Мыслецом и по сей день остался отравленный грунт.
«Одиссея смерти» не окончена. Злополучные вагоны-призра-
ки, очередной раз «растворившись» в пространстве, и ныне путе-
шествуют между Чувашией и Новосибирской областью, наводя ужас
на обывателей, экологов и журналистов».
Газета «Сегодня», 18 февраля 1998 г.

Комментарии запрещены.