UCS-INFO.334

« Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск »

*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
* Сообщение UCS-INFO.334, 31 октября 1998 г. *
*******************************************************************
Будни химического разоружения

КОНВЕНЦИЯ О ХИМИЧЕСКОМ ОРУЖИИ: ГОД СПУСТЯ

Год назад, 31 октября 1997 г., Государственная Дума
России ратифицировала Конвенцию о химическом оружии. Спустя
несколько дней это решение стало законом. По прошествии года,
когда до окончания срока уничтожения российских запасов
химического оружия осталось всего 8,5 лет, можно подвести
некоторые итоги.
Они неутешительны: военно-химический комплекс России не
сделал ничего путного, чтобы создать условия для начала
практического химического разоружения. И он не одинок.
Правительство России, несмотря на то, что деньги в
бюджете России на химическое разоружение выделяются отдельной
строкой, не позаботилось хоть о каком-либо наполнении этой
самой строки.
Те ничтожные иностранные деньги, которые от щедрот были
выделены заинтересованными в нашем химическом разоружении
зарубежными дядюшками, «терялись» по дороге к месту назначения
на 90%. (глаголу «терялись» можно подобрать и более точный
эквивалент).
Военно-химический комплекс России начал активно
протаскивать способ уничтожения российского химического
оружия, который не прошел опытно-промышленной проверки и ни
при каких обстоятельствах не может быть назван технологией.
Этот вопрос не заинтересовал и иностранных контролеров,
тучей налетевших на наши военно-химические базы и химические
заводы. К тому же они не потратили и секунды своего
драгоценного времени, чтобы встретиться с представителями
населения той страны, чье химическое разоружение они
подрядились контролировать.
Наконец, правительство России «в порядке исключения»
разрешило военно-химическому комплексу начать строить любые
производственные сооружения, предназначенные для уничтожения
химического оружия, без прохождения каких-либо экспертиз (для
удобства обмана к этому беспардонному разрешению было
пришпилено упоминание об объектах социальной инфраструктуры,
на строительство которых особого разрешения и не требуется).
И при этом все без исключения официальные лица талдычат о
том, что сроки уходят, что мы обязаны поскорее начать
уничтожения химического оружия, что… Ну и так далее.
Между тем, как следует из приводимого ниже федерального
закона об условиях выполнения Россией Конвенции о химическом
оружии, Россия НЕ обязана придерживаться тех сроков, в петлю
который нас толкают доброхоты — зарубежные и отечественные. Об
этом предусмотрительно позаботилась Государственная Дума год
назад.
Поэтому вряд ли будет удивительным, если население
территорий, где планируется уничтожение химического оружия,
перестанет доверять болтовне официалов — наших и иноземных.
Похоже, всех их интересует лишь одно — как бы поскорее
отчитаться за уничтожение химического оружия России. Однако
никого не интересует, чтобы это было сделано экологически
безопасно.
А химическое оружие пусть пока полежит. В ожидании
времен, когда наши официалы научатся, наконец, уважать своих
сограждан.

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О РАТИФИКАЦИИ КОНВЕНЦИИ О ЗАПРЕЩЕНИИ РАЗРАБОТКИ,
ПРОИЗВОДСТВА, НАКОПЛЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ХИМИЧЕСКОГО
ОРУЖИЯ И О ЕГО УНИЧТОЖЕНИИ

Принят
Государственной Думой
31 октября 1997 года

Одобрен
Советом Федерации
5 ноября 1997 года

Статья 1. Ратификация Конвенции

Ратифицировать Конвенцию о запрещении разработки,
производства, накопления и применения химического оружия и о его
уничтожении, подписанную в городе Париже 13 января 1993 года.

Статья 2. Обеспечение выполнения Конвенции

1. Выполнение обязательств Российской Федерации, вытекающих из
Конвенции, обеспечивается федеральными органами государственной
власти, органами государственной власти субъектов Российской
Федерации в пределах их полномочий в соответствии с положениями
настоящего Федерального закона, Федерального закона «Об
уничтожении химического оружия», других федеральных законов, а
также Федеральной целевой программой «Уничтожение запасов
химического оружия в Российской Федерации».
2. Расходы на химическое разоружение предусматриваются в
структуре федерального бюджета отдельной строкой.
3. Президент Российской Федерации:
а) определяет основные направления политики Российской
Федерации в области химического разоружения, меры, необходимые для
обеспечения безопасности граждан и охраны окружающей среды в ходе
уничтожения химического оружия в соответствии с Конвенцией, а
также меры контроля за их реализацией;
б) устанавливает исходя из положений Конвенции сроки
уничтожения химического оружия с учетом экономической ситуации в
Российской федерации и необходимости использования наиболее
безопасных технологий уничтожения химического оружия;
в) обеспечивает способность Российской Федерации
противодействовать разработке, приобретению, производству и
накоплению химического оружия другими государствами, поддержание
на достаточном уровне средств защиты от химического оружия,
военного потенциала сдерживания применения такого оружия, а также
соответствующего разведывательного обеспечения;
г) осуществляет общее руководство деятельностью Российской
Федерации в Организации по запрещению химического оружия,
обеспечивает участие Российской Федерации в принятии решений по
вопросам, связанным с Конвенцией, включая изменения и поправки к
ней, и вносит на ратификацию поправки к Конвенции, принятые
Конференцией по рассмотрению поправок в соответствии со статьей XV
Конвенции;
д) устанавливает порядок формирования единой государственной
системы управления процессом химического разоружения.
4. Правительство Российской Федерации:
а) определяет порядок проведения и объем работ, необходимых
для выполнения Конвенции, а также осуществляет мероприятия,
необходимые для обеспечения безопасности населения и охраны
окружающей среды в ходе уничтожения химического оружия;
б) обеспечивает финансирование работ по химическому
разоружению в необходимых объемах за счет бюджетных и внебюджетных
источников, включая безвозмездное содействие и возможные внешние
заимствования в виде несвязанных кредитов;
в) разрабатывает проекты федеральных законов, направленных на
обеспечение безопасности и социальной защиты населения, охраны
окружающей среды в ходе уничтожения химического оружия, а также по
другим вопросам, связанным с выполнением Российской Федерацией
положений Конвенции;
г) обеспечивает создание технической базы уничтожения запасов
химического оружия, включая ведение научно — исследовательских и
опытно — конструкторских работ, в целях обеспечения
преимущественного использования отечественной технологии в
процессе реализации Конвенции, а также принимает меры по созданию
благоприятных условий для привлечения отечественных и иностранных
инвесторов к проектам конверсии объектов по производству
химического оружия;
д) обеспечивает развитие социальной инфраструктуры в местах
хранения и уничтожения химического оружия, в соответствии с
законодательством Российской Федерации согласует с субъектами
Российской Федерации вопросы, связанные с реализацией Конвенции,
включая порядок проведения и объем работ по хранению, перевозке и
уничтожению химического оружия, разрабатывает систему компенсаций
регионам, в которых размещаются объекты по уничтожению химического
оружия;
е) осуществляет меры, направленные на обеспечение защиты
экономических интересов Российской Федерации в процессе реализации
Конвенции, включая конверсию соответствующих объектов по
производству химического оружия, сокращение расходов, связанных с
участием Российской Федерации в Организации по запрещению
химического оружия и проведением предусмотренных Конвенцией
инспекций на территории Российской Федерации;
ж) координирует международное сотрудничество по реализации
Конвенции с учетом необходимости снижения расходов на химическое
разоружение, разработки и использования передовой отечественной
технологии уничтожения химического оружия;
з) принимает необходимые меры в целях обеспечения полного и
добросовестного соблюдения всех положений Конвенции другими
государствами — участниками, обеспечивает недискриминационный
режим в отношении Российской Федерации, в частности в том, что
касается осуществления мер контроля и конверсии, предусмотренных
Конвенцией;
и) разрабатывает и реализует систему мер по предупреждению и
борьбе с возможными террористическими актами с применением
химического оружия.
5. Палаты Федерального Собрания Российской Федерации:
а) участвуют в разработке федеральных законов и принимают
федеральные законы, необходимые для обеспечения безопасного
уничтожения химического оружия, безопасности и социальной защиты
населения и охраны окружающей среды в районах, затронутых
выполнением Конвенции, а также федеральные законы по другим
вопросам, связанным с выполнением Российской Федерацией положений
Конвенции;
б) рассматривают ежегодный информационный доклад Правительства
Российской Федерации о ходе выполнения Конвенции и принимают
соответствующие решения;
в) в рамках ежегодного рассмотрения проекта федерального
закона о федеральном бюджете участвуют в принятии решений об
объемах финансирования химического разоружения, социальной защиты
населения и мероприятий по охране окружающей среды в процессе
реализации Конвенции;
г) при необходимости дают поручения Счетной палате Российской
Федерации о проведении проверок использования средств, выделенных
на цели химического разоружения;
д) рассматривают информацию, в том числе из регионов, о ходе
реализации Конвенции, мерах по социальной защите населения и
охране окружающей среды и принимают соответствующие решения.
6. Органы государственной власти субъектов Российской
Федерации:
а) участвуют в пределах своих полномочий в разработке проектов
федеральных законов и актов, регламентирующих вопросы обеспечения
безопасности и социальной защиты населения и охраны окружающей
среды в ходе уничтожения химического оружия, а также по другим
вопросам, связанным с обеспечением выполнения обязательств
Российской Федерации, вытекающих из Конвенции;
б) разрабатывают и принимают в соответствии с федеральными
законами нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
по вопросам обеспечения безопасности и социальной защиты населения
и охраны окружающей среды при проведении работ по уничтожению
химического оружия в соответствии с Конвенцией.

Статья 3. Информационный доклад о ходе выполнения Конвенции

По поручению Президента Российской Федерации Правительство
Российской Федерации ежегодно направляет в палаты Федерального
Собрания Российской Федерации доклад о ходе выполнения Конвенции,
содержащий информацию по следующим вопросам:
а) объемы уничтоженного химического оружия, строительство
объектов по уничтожению химического оружия, ликвидация или
конверсия объектов по производству химического оружия, состояние
химического оружия в Российской Федерации, экологическая ситуация
в местах хранения и уничтожения химического оружия в Российской
Федерации, состояние здоровья персонала объектов и населения,
проживающего в местах хранения и уничтожения химического оружия;
б) финансирование мероприятий по выполнению Конвенции,
социальной защите населения и охране окружающей среды в связи с
выполнением Конвенции, привлечение внебюджетных источников
финансирования, объемы международной помощи и уровень общего
финансирования выполнения Конвенции в сравнении с потребностями,
зафиксированными в Федеральной целевой программе «Уничтожение
запасов химического оружия в Российской Федерации»;
в) деятельность Организации по запрещению химического оружия,
участие Российской Федерации в деятельности этой Организации;
г) выполнение положений Конвенции другими участниками,
деятельность других государств, которая может сказаться на
осуществлении Конвенции; меры, принимаемые федеральными органами
исполнительной власти в целях обеспечения универсальности состава
участников Конвенции;
д) основные проблемы, возникающие перед Российской Федерацией
в связи с выполнением положений Конвенции, случаи использования
информации, получаемой Организацией по запрещению химического
оружия, связанные с нанесением ущерба интересам Российской
Федерации; решения об изменениях условий выполнения Конвенции для
отдельных государств;
е) состояние противохимической защиты населения и Вооруженных
Сил Российской Федерации, состояние войск радиационной, химической
и биологической защиты, производство средств защиты от химического
оружия, а также научно — исследовательские разработки в этой
области, финансирование мер, связанных с обеспечением высокой
степени готовности вооруженных сил и формирований гражданской
обороны к отражению нападения или возможных террористических актов
с использованием химического оружия.

Статья 4. Защита интересов Российской Федерации в связи с
Конвенцией

1. В случае возникновения споров относительно использования
права проверки в отношении Российской Федерации, отказов со
стороны Организации по запрещению химического оружия по заявкам
Российской Федерации относительно конверсии объектов или в случае
принятия других мер, наносящих ущерб Российской Федерации,
Российская Федерация в целях защиты своих интересов применяет
процедуры в соответствии с общепризнанными принципами и нормами
международного права и международными договорами Российской
Федерации.
2. В случае, если чрезвычайные события, в том числе
экономического или техногенного характера, касающиеся предмета
Конвенции, поставят под угрозу высшие интересы Российской
Федерации, используются процедуры, установленные разделом V
«Прекращение или приостановление действия международных договоров
Российской Федерации» Федерального закона «О международных
договорах Российской Федерации».

Статья 5. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его
официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль.
5 ноября 1997 года.
N 138-ФЗ

Комментарии запрещены.