UCS-INFO.485

« Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск »

*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
* Сообщение UCS-INFO.485, 18 сентября 1999 г. *
*******************************************************************
Из жизни отходов

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ГУБЕРНАТОРА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

О проведении инвентаризации мест захоронения и хранения
производственных и бытовых отходов

Во исполнение пункта 1 ст.54 Закона РФ «Об охране окружающей
природной среды», ст.18 Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения», ст.11 Федерального закона «Об отходах
производства и потребления» и ст.42 Закона Ханты-Мансийского
автономного округа «Об охране окружающей природной среды и
экологической защите населения автономного округа», в целях
систематизации сведений о местах складирования, хранения и
захоронения отходов производства и потребления, выявления и учета
мест организованного и неорганизованного их размещения, определения
занятых площадей и оценки степени влияния мест размещения отходов на
окружающую среду:
1. Провести на территории Ханты-Мансийского автономного округа в
срок до 1 декабря 1999 года инвентаризацию мест размещения
производственных и бытовых отходов.
2. Рекомендовать Управлению жилищно-коммунального хозяйства (А.Титов),
Центру государственного санитарно-эпидемиологического надзора
(В.Воробьев), Комитету по земельным ресурсам и землеустройству
(В.Белов), Государственному Комитету по охране окружающей среды
(В.Долингер) совместно с органами местного самоуправления муниципальных
образований организовать проведение инвентаризации мест размещения
отходов на территории муниципальных образований.
3. При проведении инвентаризации руководствоваться «Временными
методическими рекомендациями по проведению инвентаризации мест
захоронения и хранения отходов в Российской Федерации», разработанными
и утвержденными Министерством охраны окружающей среды и природных
ресурсов Российской Федерации 06.07.95 (приложение 1).
4. Всем природопользователям (индивидуальным предпринимателям и
юридическим лицам) подготовить сведения о местах и объемах размещения
отходов и представить их в табличной форме (приложения 2 и 3) в
комитеты по охране окружающей среды вместе с картографическим
материалом масштаба не менее 1:50000. Информация может быть
представлена в цифровом виде (на дискетах или других магнитных
носителях) в форматах ArkInfo или MapInfo либо в табличном варианте
в программных средствах Word, Excel, Access, Paradox, MS-DOS с
обязательным указанием координат.
5. Государственному унитарному предприятию «Радар» (В.Кудрин)
провести работу по сбору результатов инвентаризации и формированию
картографического материала. Анализ направить в администрацию округа,
Госкомэкологию России, Госкомэкологию Ханты-Мансийского автономного
округа для сведения и принятия решений.
6. Рекомендовать администрациям муниципальных образований городов и
районов разработать программу ликвидации несанкционированных свалок,
совместно с Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству
Ханты-Мансийского автономного округа (В.Белов) провести работу по
отводу земельных участков под полигоны и санкционированные свалки.
7. Опубликовать данные постановления в средствах массовой информации.
8. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя
главы администрации автономного округа Л.Калашникова.
Губернатор
автономного округа
А.Филипенко.
03.09.99 года
г.Ханты-Мансийск
N 348.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к постановлению губернатора автономного округа от 03.09.99 N 348
Временные методические рекомендации по проведению инвентаризации
мест захоронения и хранения отходов в Российской Федерации
Утверждено начальником Департамента государственного экологического
контроля Минприроды России 06.07.95
Методические рекомендации по проведению инвентаризации мест
захоронения и хранения отходов в Российской Федерации разработаны
в соответствии с Законом Российской Федерации «Об охране окружающей
природной среды».

1. Общие положения
Инвентаризации подлежат все места захоронения и хранения отходов
производства и потребления, образующихся на предприятиях и в
организациях (далее «природопользователи»), включая твердые бытовые
отходы.
Инвентаризация представляет собой систематизацию сведений о местах
складирования, хранения и захоронения отходов производства и потребления
и имеет целью:
- определение площадей, занятых под места складирования, хранения и
захоронения отходов;
- оценку заполнения и наличия свободных объемов в местах складирования,
хранения, захоронения отходов;
- определение основного вида отходов в местах складирования, хранения и
захоронения отходов;
- оценку условий и состояния мест складирования, хранения и захоронения
отходов;
- оценку степени влияния мест складирования, хранения и захоронения отходов
на окружающую среду;
- выявление, регистрацию и ведение учета мест организованного и
неорганизованного хранения, а также отвалов, шламо-, водо- и
хвостохранилищ;
- определение наличия у природопользователей проекта по обустройству и
эксплуатации объекта размещения отходов, прошедшего государственную
экологическую экспертизу;
- определение соответствия объекта размещения отходов экологическим,
строительным и санитарным нормам и правилам;
- определение наличия у природопользователей лицензии для подземных
сооружений, выдаваемой территориальным органом Министерства природных
ресурсов по согласованию с территориальными органами Минприроды
России, Государственного санэпиднадзора России, Госгортехнадзора России;
- организацию режимной наблюдательной сети на полигонах;
- составление территориальных схем размещения отходов с указанием
удаленности объекта размещения отходов от границ городов и населенных
пунктов, в лесопарковых, курортных, оздоровительных, рекреационных
зонах и зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения,
а также в районах развития геотектонических структур, образований и
процессов.

2. Термины и определения
«Отходы» — отходы производства и потребления, образующиеся в народном
хозяйстве.
«Отходы производства» — остатки сырья, материалов, полуфабрикатов,
образовавшиеся при производстве продукции или выполнении работ и
утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства;
вновь образующиеся в процессе производства попутные вещества, не
находящие применения. В отходы производства включаются вмещающие и
вскрышные породы, образующиеся при добыче полезных ископаемых, побочные
и попутные продукты, отходы сельского хозяйства.
«Отходы потребления» — изделия и материалы, утратившие свои
потребительские свойства в результате физического и морального износа.
К отходам потребления относятся твердые бытовые отходы, образующиеся
в результате жизнедеятельности людей.
«Опасные отходы» — отходы, которые в силу их реакционной способности
или токсичности представляют непосредственную или потенциальную опасность
для здоровья человека или состояния окружающей среды самостоятельно или
при вступлении в контакт с другими отходами и окружающей средой.
«Размещение отходов» — любая операция по хранению и захоронению
отходов.
«Хранение (складирование) отходов» — изоляция с учетом временной
нейтрализации отходов, направленная на снижение опасности для окружающей
среды. Для хранения устанавливается срок его нахождения в местах
складирования.
«Захоронение отходов» — изоляция отходов, направленная на исключение
попадания загрязняющих веществ в окружающую среду и исключающая
возможность дальнейшего использования этих отходов.
«Объекты для размещения этих отходов» — полигоны по обезвреживанию
и захоронению промышленных и бытовых отходов, шламонакопители,
хвостохранилища и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые
в соответствии с проектами; санкционированные свалки, т.е. разрешенные
органами исполнительной власти территории (существующие площадки) для
размещения промышленных и бытовых отходов, но не обустроенные в
соответствии со СНиП. Являются временными, подлежат обустройству в
соответствии с указанными требованиями или закрытию в сроки,
необходимые для проектирования и строительства полигонов, отвечающих
требованиям СНиП.
«Полигон по обезвреживанию захоронения промышленных и бытовых отходов» -
сооружения для размещения промышленных и бытовых отходов, обустроенные и
эксплуатируемые в соответствии с проектами.
«Шламонакопители, хвостохранилища» — сооружения для размещения хвостов
обогащения полезных ископаемых, осадков сточных вод, шламов, шлаков, зол,
илов и т.п., жидких, пастообразных или твердых отходов, обустроенные и
эксплуатируемые в соответствии с проектами.
«Отвалы, терриконы, шлакозолоотвалы» — искусственная насыпь из
отвальных грунтов или некондиционных полезных ископаемых, промышленных,
бытовых отходов.
«Котлованы, карьеры, выработанные шахты, штольни, подземные полости,
поглощающие колодцы, скважины» — полости на поверхности или в толще земли,
возникшие в результате хозяйственной деятельности или естественным путем.
«Могильник отходов» — сооружения для бессрочного захоронения отходов.
«Временное накопление отходов на промплощадке» — хранение отходов на
территории предприятия в специально обустроенных для этих целей местах
до момента их использования в последующем технологическом цикле или
отправки на переработку на другое предприятие или на объект для
размещения отходов. Является временной мерой, предельные количества
единовременного накопления отходов, сроки испособы их накопления
утверждаются территориальными органами Минприроды России.
«Несанкционированные места размещения отходов» — территории, не
предназначенные для размещения отходов.

3. Объекты, подлежащие инвентаризации
Объектами инвентаризации являются санкционированные и несанкционированные
места размещения отходов производства и потребления:
- полигоны по обезвреживанию и захоронению промышленных и бытовых отходов;
- санкционированные свалки;
- шламонакопители, хвостохранилища;
- отвалы, терриконы, шлакозолоотвалы и т.п.;
- котлованы, карьеры, выработанные шахты, штольни, подземные полости;
- поглощающие колодцы, скважины для захоронения жидких отходов;
- могильники отходов;
- размещение на длительный срок на объектах, расположенных на территориях
предприятий;
- временное накопление на промплощадках;
- несанкционированные места размещения отходов;
- искусственные сборники, бункеры, контейнеры и другие места хранения и
захоронения отходов.
4. Объекты, не подлежащие инвентаризации
Не подлежат инвентаризации:
специальные места размещения радиоактивных отходов, относящиеся к
ведению атомного надзора;
кладбища и скотомогильники, относящиеся к ведению санитарного и
ветеринарного надзора;
места размещения отходов, рекультивированные или надлежащим образом
законсервированные по окончании эксплуатации.
5. Оценка экологической опасности мест захоронения и хранения отходов
Особое внимание должно быть обращено на потенциально опасные в
экологическом отношении места захоронения и хранения отходов в затопляемых
поймах, на размываемых берегах, в оползневых, селевых, лавиноопасных
и паводковых зонах; близкие к границам водоохранных зон, находящиеся
в переполненном или аварийном состоянии, с прорывоопасными дамбами и
т.п. Следует учитывать также возможность вторичного загрязнения вод
через атмосферу, например, от пылящих отвалов, горящих терриконников.
Инвентаризацию и оценку экологической опасности объектов размещения
отходов целесообразно проводить в сотрудничестве с местными органами,
причастными к охране окружающей среды.
6. Порядок проведения инвентаризации
Инвентаризация проводится в соответствии с решением органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию
с территориальными Госкомэкологии России. Инвентаризация осуществляется
силами-природопользователей или специализированных организаций.
Территориальный орган Госкомэкологии России осуществляет контроль
за полнотой и достоверностью данных инвентаризации и обобщает полученные
материалы. Инвентаризация проводится один раз в три года.
7. Оформление результатов инвентаризации
Результаты инвентаризации сводятся в таблицу по типовой форме.
8. Пояснительная записка
К типовой форме инвентаризации должна быть приложена пояснительная
записка с оценкой экологической опасности мест захоронения отходов
и дополнительными сведениями, не укладывающимися в типовую форму.
Типовая форма и пояснительная записка к ней должны быть подписаны
руководителем территориального органа охраны природы.
9. Вспомогательные методические материалы

«Новости Югры» (Сургут), 16 сентября 1999 г.
Источник: http://www.integrum.ru

Комментарии запрещены.