UCS-INFO.629

« Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск »

*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
**** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь ***************
*******************************************************************
** Сообщение UCS-INFO.629, 19 июля 2000 г. *
*******************************************************************
Доходы и отходы

КАК МОСКВА УПРАВЛЯЕТСЯ С ПРОМОТХОДАМИ?

«Цивилизованный подход к отходам
В потоке читательских писем в нашу редакцию немало тех, в
которых москвичи интересуются экологическими проблемами города. В
числе служб, призванных обеспечить охрану окружающей среды в Москве, -
государственное унитарное предприятие «Промотходы». Мы начинаем
публикацию цикла материалов, в которых расскажем о направлениях
деятельности предприятия. Предлагаем вниманию читателей интервью с
генеральным директором ГУП «Промотходы» Василием ИВАНОВЫМ.
— Василий Васильевич, для начала несколько слов о предприятии в
целом. Почему возникла необходимость его создания?
— В конце восьмидесятых годов отраслевое управление промышленностью
прекратилось, и предприятия получили хозяйственную самостоятельность,
в том числе и в вопросах обращения с отходами производства. С целью
межотраслевого решения этих проблем, а также проблем, связанных с
санитарной очисткой города от твердых бытовых отходов, было создано
НПО «Экотехпром». Однако вскоре стало ясно, что бытовые и промышленные
отходы — это два совершенно разных направления работы, и тогда в 1993
году из объединения было выделено государственное предприятие
«Промотходы». До этого момента в Москве, как и в России в целом,
отсутствовала какая-либо система в обращении с производственными
отходами. В то время эта сфера деятельности характеризовалась наличием
широкого круга законодательных, методических, технических и
технологических проблем, отсутствием опыта в их решении, недостатком
квалифицированных кадров на фоне значительной экологической опасности
от действий предприятий при размещении своих отходов.
— Иными словами, предприятия занимались утилизацией своих отходов
нецивилизованными методами, фактически загрязняли город, но я не
помню большого общественного беспокойства по этому поводу. Вряд ли
эти мероприятия проводились бесконтрольно, ведь не демократия открыла
обществу опасность токсичных отходов…
— В целом именно бесконтрольно. Скажем, проблема твердых бытовых
отходов была всегда на виду, даже один переполненный мусорный контейнер
для жителей города — уже симптом антисанитарии. Промышленные отходы
общественность интересуют мало, поскольку они находятся, так сказать,
за забором предприятий, а уж как там обращаются с ними, большая часть
общественности просто не знает. В результате в течение десятилетий
происходило загрязнение как городских, так и пригородных земель.
Например, ртутью от пришедших в негодность люминесцентных ламп. И
только довольно узкий круг специалистов понимал всю опасность такого
загрязнения.
В этой ситуации перед нашим предприятием была поставлена задача
создания в кратчайшие сроки отрасли городского хозяйства по обращению
с промышленными отходами.
— Что же такое «промышленные отходы»?
— Все, что образуется в результате производственно-хозяйственной
деятельности и подлежит утилизации, переработке или захоронению. Это
макулатура и текстиль, лом черных и цветных металлов, стеклобой,
полимерные отходы, отработанные масла, промасленные опилки и ветошь,
жидкие органические растворители и электролиты, отработанные
люминесцентные лампы, отходы гальваники, осадки очистных сооружений,
автопокрышки, органика и многое другое — всего более 500 видов.
Правильнее называть это «отходами производства», как принято в
действующем законодательстве. Этот термин полнее отражает и сферу
нашей деятельности, поскольку нас интересуют отходы не только
предприятий промышленности, но и транспорта, стройиндустрии, торговли,
бытового обслуживания, а также различных учреждений и организаций.
— Многое из того, что вы назвали, можно найти не только на
производственных площадках, но и в домовых мусоропроводах. В чем же
тогда принципиальное отличие бытовых отходов от производственных и
зачем создавать две различные системы их утилизации?
— Действительно, виды отходов, которые образуются у нас в жилищах,
т.е. бытовые отходы, можно найти и на предприятиях. Однако в домах
условия их образования и сбора (через мусоропровод, контейнер)
создают один специфический вид отхода, имеющий примерно однородный
морфологический состав из десятка основных компонентов. Не умаляя
проблем, существующих в этой области, необходимо иметь в виду,
что система обращения с бытовыми отходами строится на основе
унифицированных методов и единых подходов.
Что же касается отходов производства, то их перечень и спектр
свойств, в т.ч. токсичных, настолько широк, что ни о каком
единообразии подходов в решении проблем их утилизации не может быть
и речи. Необходима индивидуальная работа по сути дела с каждым
предприятием.
— Каким образом ГУП «Промотходы» справляется с этой задачей, если
в Москве тысячи заводов, фабрик, комбинатов? Слабо верится в то,
что за семь лет вашего существования мировоззрение руководителей
предприятий кардинально изменилось и они встали на путь
цивилизованного обращения с отходами.
— С момента образования нашего предприятия в 1993 году в его
структуре — в соответствии с постановлением правительства Москвы -
была создана городская техническая инспекция по контролю за
образованием и размещением промышленных отходов, на которую возложен
контроль за деятельностью всех предприятий в части обращения с
отходами производства. На основании результатов инспекторского
контроля формируется общегородской банк данных «Промышленные отходы»,
организация и ведение которого также возложены на наше предприятие.
Сейчас у нас в банке данных есть сведения о 4,5 тысячах предприятий,
что и позволяет нам проводить ту самую индивидуальную работу с
каждым из них. Учитывая то, что сведения основных
предприятий-природопользователей содержат информацию и о
субарендаторах, расположенных на их территории, то охват получается
довольно значительным.
Первоначально, когда мы только начинали эту работу, ситуация
была весьма сложной: практически каждое предприятие в той или иной
степени нарушало закон, в т.ч. занималось несанкционированным вывозом
отходов, отсутствовал учет их образования и размещения. Сейчас
ситуация существенно изменилась к лучшему, большинство предприятий
начали серьезно заниматься этими проблемами, хотя до благополучия еще
далеко.
— Насколько я понимаю, вам с помощью инспекции и штрафов удалось
«запугать» предприятия, но не изменить психологию руководителей?
— С помощью Москомприроды и налоговой инспекции мы можем оказывать
«силовое» воздействие и в виде штрафов, и в виде повышенных
экологических платежей за размещение отходов. Но не только этими
методами можно и нужно добиваться положительного результата.
В 1996 году мы пришли к такому выводу: большинство нарушений
происходит по незнанию, из-за отсутствия на предприятиях
квалифицированных специалистов в области обращения с отходами. И
создали Центр экологических проектов и программ, одним из главных
направлений в деятельности которого стало обучение и повышение
квалификации специалистов предприятий, предоставление им необходимой
информации, составление различных сборников законодательных и
нормативных документов. За это время около 800 предприятий обучили в
Центре своих специалистов, вдвое больше — приобрели различные
документы и материалы. Контроль и помощь в организации обращения с
отходами и позволили улучшить ситуацию на промплощадках.
— Какие еще направления в вашей деятельности являются главными?
— Статус предприятия говорит сам за себя — первостепенной нашей
задачей является создание мощной производственной базы по обращению
с отходами производства, которая позволяла бы решать основные
крупномасштабные проблемы города в этой сфере.
По степени важности это: создание производств по обезвреживанию
опасных отходов; организация раздельного сбора, сортировки отходов и
извлечения вторичного сырья, его переработка и использование;
экологически безопасноезахоронение неиспользуемых остатков. Особое
внимание требует транспортировка отходов, ведь именно здесь часто
происходит то, что мы называем несанкционированным их размещением.
Сейчас в составе нашего предприятия имеются: крупный сортировочный
комплекс, линия по производству эковаты из макулатуры,
опытно-производственный центр по переработке отходов гальванических
производств, участки биологического обезвреживания осадков сточных
вод, загрязненных нефтепродуктами, участок переработки кино-,
фотоотходов, спецавтобаза, спецполигон для захоронения малотоксичных
отходов производства.
— Не так уж и мало, если учесть, что 7 лет назад вы начинали с
нулевой отметки, и прошедшие годы были не самыми благоприятными для
развития производственной деятельности. Во всем мире приоритетным
считается минимизация образования отходов. Вы придерживаетесь другого
мнения?
— Нет, я с этим согласен. Но считаю целесообразным организованно
разделить эти вопросы: наше предприятие совместно с УЖКХиБ должно
сосредоточиться на решении проблем, связанных с образующимися
отходами, а вот, скажем, департаменты науки и промышленной политики,
транспорта и связи могли бы взять на себя разработку и реализацию
программ минимизации образования отходов в соответствующих отраслях.
Тем более что названные мной структуры сами проявляют интерес к сфере,
в которой мы работаем.
— Это обнадеживает. Вместе с тем предприятия, наделенные правом
хозяйственной самостоятельности, имеют свободу выбора и, разумеется,
стремясь сэкономить финансовые средства, предпочитают в основном
использовать полигоны и промсвалки, такие, где примут их отходы
подешевле, — ведь разброс цен в Подмосковье, сами знаете, большой.
Рынок!
— Проблема есть и решать ее, убежден, надо по-государственному.
Токсичные отходы не менее опасны для окружающей природы и жизни
людей, чем радиоактивные, различие лишь в сроках разрушительного
воздействия. Возник опасный парадокс: радиоактивные находятся под
строгим контролем государства, а токсичные стали предметом бизнеса,
зачастую недобросовестного.
Действительно, цены на полигонах разные. У сговорчивого
коммерсанта можно сгрузить тонну и за «двадцатку», причем — без
проверки на токсичность, а на наших полигонах тариф установлен 70
рублей. Но при этом организован экологический, радиационный,
санитарный, противопожарный контроль, позволяющий жителям
расположенных в данном районе домов не опасаться за свое здоровье.
Проверьте коммерческие свалки, все их техническое обеспечение в
лучшем случае состоит из вагончика для сотрудников. Убежден:
промотходы должны быть под таким же жестким госконтролем, как и
радиоактивные.
— Что-нибудь сделано в этом направлении?
— Делается, и не один уже год. Проблема в том, что решение нужно
принимать в обоих субъектах Федерации — Москве и Московской области -
одновременно. Нужны элементарная хозяйская заинтересованность и
политическая воля.
Нами давно разработан проект нормативного документа «Правила
обращения с отходами в г.Москве». Предполагается, что правила будут
основаны на принципах жесткого государственного регулирования в части
захоронения отходов с использованием механизмов рыночного
регулирования в отношении деятельности по переработке вторичного сырья.
Сейчас совместно с УЖКХиБ мы работаем над концепцией развития
нашей отрасли. Предварительное рассмотрение в Управлении предложенных
нами основных принципов построения концепции позволяет мне надеяться,
что государственное регулирование в нашей сфере усилится, а значит,
возрастет и экологическая безопасность жителей города.
«Московская правда», 13 июля 2000 г., беседу вела Т.Данилина

Комментарии запрещены.