UCS-INFO.612

« Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск »

*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
**** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь ***************
*******************************************************************
** Сообщение UCS-INFO.612, 28 мая 2000 г. *
*******************************************************************
Оптимисты

КАЗАХСТАН: ЭКОЛОГИЯ И ЗДОРОВЬЕ

23 мая в здании аппарата акима города Алматы состоялась
Международная конференция «Экология и здоровье в 21 веке. История,
опыт, перспективы» с участием дипломатических представителей многих
стран, членов правительства, Акимов города Алматы и Кызыл-Ординской
области, ученых, врачей и экологов.
Экология и здоровье — проблемы, к которым привлечено внимание
внимание ученых всего мира. Известны уже сотни экологически вредных
веществ, оказывающих общтоксическое, местнораздражающее,
иммунотоксическое, мутагенное и канцерогенное действия.
Проведение настоящей конференции было продиктовано решением
Акима города Алматы N 282 от 20.03.2000 года об объявлении «Города
Алматы — городом здоровья» и острой необходимостью интеграции
государственных, муниципальных, общественных и медицинских
организаций для создания единой стратегии охраны окружающей среды
и здоровья населения.
Инициатором конференции также был Казахский Государственный
Медицинский Университет — крупнейший медицинский центр Республики,
интегрирующий новейшие медицинские технологии мирового уровня, при
поддержке аппарата акима города Алматы, Министерства природных
ресурсов и охраны окружающей среды РК и Европейской Комиссии.
Первые научные исследования определения влияния отрицательных
факторов окружающей среды на здоровье населения города Алматы в
КазГМУ выполнялись уже с 1980 года.
В течение последних семи лет сотрудниками КазГМУ и Национальным
детским реабилитационным центром «Урпак» с применением новых
современных технологий на качественно новом уровне проводятся
научно-технические программы по определению последствий
неблагоприятны факторов окружающей среды на здоровье взрослого и
детского населения в различных регионах экологической напряженности
Казахстана — Приаралье, Западный Казахстан, Семипалатинский
испытательный полигон.
Основными научными направлениями медико-экологических
исследований в КазГМУ являются:
1. Экологически зависимые заболевания детей Приаралья,
обусловленные токсическими компонентами окружающей среды.
2. Гигиено-экологические исследования качества объектов окружающей
среды, выявление реальной химической нагрузки на человека и
влияние их на состояние здоровья населения регионов.
3. Разработка методических подходов ранней диагностики заболеваний
в связи с изменением качества окружающей среды эколгически
неблагополучных регионов Казахстана (биохимические,
физиологические, иммунологические и генетические исследования).
4. Клинико-эпидемиологические исследования по выявлению особенностей
течения и распространения заболеваний, связанных с региональными
эколгическими факторами. Разработка путей профилактики и
реабилитации заболеваний среди отдельных групп населения.
Перед семинаром все желающие могли получить сборник научных
трудов, представляющий собой теоретическую основу преподавания
вопросов экологии в медицинских ВУЗах. Он назвается «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ
ПРИОРИТЕТЫ в высшем медицинском образовании, как платформа
устойчивого развития Казахстана в свете Европейского опыта» под ред.
профессоров Т.А.Муминова и З.Х.Мажитовой. Большое внимание в книге
уделено исследованиям детей, проживающих в экологически
неблагоприятных регионах (Аральский, Семипалатинский регион и др.).
Отдельным разделом идут в книге пути реабилитации здоровья населения
в зонах экологического действия (?).
С докладом выступил начальник Алматинского городского управления
охраны окружающей среды Шатов Е.И. Он подчеркнул, что экологическая
ситуация в городе достаточно сложна и является одной из основных
причин роста заболеваний, связанных с факторами внешней среды
города (печатается с сокращениями):
Приоритетными экологическими проблемами города Алматы в
порядке их приоритета для здоровья населения являются:
* Загрязнение атмосферного воздуха.
* Загрязнение водных источников.
* Загрязнение почвы производственными и бытовыми отходами.
Серьезными экологическими проблемами являются санитарная
очистка от отходов потребления и озеленение.
В Казахстане Законом «Об охране окружающей среды» определены
права и ответственность государства, граждан, общественных объединений
в области охраны окружающей среды.
Каждый гражданин имеет право на здоровую благоприятную среду
обитания, в то же время обязан охранять окружающую среду и бережно
относиться к природным ресурсам, соблюдать природоохранное
законодательство, повышать уровень своих экологических знаний.
В городе Алматы действуют все функции экологической
ответственности:
* стимулирующая функция — путем применения экономических и правовых
стимулов. Система стимулирования рационального природопользования
включает в себя, кроме механизма взимания экологических платежей, и
другие социально-экономические методы воздействия на хозяйствующие
субъекты, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
* компенсационная, направленная на восстановление потерь природной
среды в форме натуральной и денежной компенсации;
* превентивная функция, предупредительно воздействующая путем
разработки программ и планов, применения мер наказания и взыскания ущерба.
В течение последних полутора лет в городе приняты ряд решений
Акима города в области охраны окружающей среды: «О снижении выбросов
вредных веществ в атмосферный воздух г.Алматы», «Об утверждении схемы
по размещению стационарных автозаправочных станций в г.Алматы», о
резервировани территории «Рощи Баума» под организацию особо охраняемой
природной территории — Ландшафтно-рекреационная зона — «Роща Баума»
(местного значения), «О захоронении радиоактивных источников по
г.Алматы» и другие.
В городе Алматы в соответствии со Стратегическим планом развития
города на основе государственной стратегии «Экология и природные
ресурсы» разработана и принята Комплексная программа оздоровления
экологической обстановки «Таза ауа — Жанга дауа» на 1999 — 2015 годы.
Следует отметить, что эта Программа является одним из основных
составляющих компонентов проекта «Здоровые города».
Программа «Таза ауа — Жанга дауа» предусматривает проведение
четкой градостроительной политики с учетом экологического
районирования территорий города и величины допустимой экологической
нагрузки.
Для этого требуется разработка соответствующих правил застройки
и планировки Алматы в составе нового генерального плана города.
Второй год продолжаются работы по экологическому районированию
территории города. Выполняет работу победитель открытого конкурса
КГП «Алматыградкадастр», финансирует — Городской Фонд охраны
окружающей среды.
В 1999 году Фонд профинансировал работы, тесно связанные с
экологическим районированием:
* радиологическое обследование школ и других детских учреждений;
* изучение зависимости заболеваемости населения респираторными
аллергозами от экологических факторов;
* инвентаризация ртутьсодержащих приборов и оборудования;
* инвентаризация зеленого фонда города с его лесопатологическим
обследованием.
Часть этих работ продолжается и в текущем году.
Поскольку основной экологической проблемой города является
загрязнение воздушного бассейна, основное внимание в экологической
программе уделено проблеме оздоровления воздушного бассейна города,
которая в современных условиях упирается в решении проблем:
* улучшения аэрационного режима на территории города;
* ограничения выбросов автомобильного транспорта;
* подавления неорганизованных выбросов.
Уже сегодня вклад выбросов автотранспорта в общее загрязнение
атмосферы оценивается в от 80 до 90%. Проблема ограничения выбросов
автотранспорта является сложной, поскольку она затрагивает множество
вопросов, касающихся контроля, качества автомобильного топлива,
организации движения автотранспорта, методов измерения автотранспортных
выбросов.
В текущем году в рамках Национального плана действий по охране
окружающей среды по линии Программы Тасис Европейского Союза
начинается проект по снижению негативного влияния автотранспорта на
окружающую среду и здоровье населения «Загрязнение городского
воздушного бассейна». Стоимость проекта 1 млн. Евро, срок выполнения
два года.
В городе реализовывается программа поэтапного оснащения
автотранспортных средств нейтрализаторами. На первом этапе за счет
средств городского фонда охраны окружающей среды нейтрализаторы
установлены на 207 городских автобусах, работающих на дизельном
топливе. В перспективе весь грузовой и легковой транспорт должен быть
оснащен устройствами снижения содержания вредных веществ в выхлопных
газах. Но эта работа должна производиться за счет собственных средств
продавцов транспорта, если это касается вновь реализуемого транспорта,
и за счет средств самих природопользователей собственный грузовой и
автомобильный транспорт.
Возобновлена деятельность специального подразделения Управления
дорожной полиции ГУВД по контролю норм токсичности выхлопных газов
автотранспорта на магистралях города.
Для оздоровления городской среды также необходимо выполнение
масштабных весьма дорогостоящих мероприятий, таких как реконструкция
и своевременный ремонт автодорог на территории города и другие.
Для решения экологических проблем отдельных предприятий
приоритетными направлениями являются: совершенствование системы выдачи
разрешений на специальное природопользование; проведение экологического
аудита и др.
Учитывая особенность расположения и застройки города, а также
перспективы его развития, городу требуется принципиально новая схема
теплоэнергоснабжения. В ней должна быть предусмотрена перевод
энергоисточников на газ или на другой экологически безопасный вид
топлива, использование электроэнергии для бытовых нужд. Новое
жилищно-гражданское строительство должно вестись с использованием
энергосберегающих материалов и технологий, а также с применением
солнечных батарей на домах и приставок к котельным.
Первоочередной задачей должен стать перевод на газ АПК ТЭЦ-1,
расположенной в центре города и вносящей основной вклад в городской
фон среди стационарных источников.
Программой предусматривается внедрение экологически чистых видов
топлива (А-55, применение эффективных присадок к автомоторному
топливу), развитие нетрадиционных источников энергии (ветровой,
солнечной, гидро).
Необходим комплекс мероприятий по оздоровлению водоемов города,
первоочередными элементами которого являются: реализация программы
«Малые реки города Алматы», вынос из прибрежных водоохранных полос
автостоянок, гаражей, АЗС и др.
В 1997-1999 гг. в рамках сотрудничества Республики Казахстан и
ФРГ по линии Общества по техническому Сотрудничеству (ГТЦ) выполнена
первая фаза проекта «Экологизация водопользования г.Алматы».
Проектом разработаны Концепции единой системы экологического
мониторинга водопользования г.Алматы, её информационной системы,
организации работ среди населения, экологического образования и
воспитания для учебных заведений города. Проведен глубокий анализ и
даны предложения и рекомендации по усовершенствованию системы
водопользования и водоотведения г.Алматы.
В 1999 году исследовательской группой Японского агентства по
международному сотрудничеству, ответственного за реализацию программ
технического сотрудничества Правительства Японии, в рамках проекта
«Управление твердыми бытовыми отходами г.Алматы» разработан
генеральный план и ТЭО управления отходами до 2010 года. Для
реализации проекта требуется привлечение инвестиций в объеме
5,452 млн. тенге.
Экологическая напряженность в городе требует всестороннего и
повседневного анализа состояния окружающей среды. В этой связи
необходимо разработать и внедрить единую систему мониторинга,
охватывающую все районы города с применением автоматизированной
информационной системы. Предполагается установить автоматизированный
мониторинговый контроль за загрязнением атмосферного воздуха с
возможностью оперативного реагирования и информирования руководства
города, экологических, медицинских служб и службы ЧС. Необходима
организация дополнительных пунктов наблюдений на всех водотоках,
используемых населением города для отдыха, купания и занятия спортом.
Учитывая фактор слабой защищенности подземных вод для управления
ресурсами подземных вод г.Алматы необходимо создание локального
мониторинга подземных вод, взаимоувязанного с мониторингом
компонентов природной среды
Возрождению промышленности на основе современных технологий будет
способствовать Центр более чистого производства, который создается
совместными усилиями АГУООС, Акимата и МПРООС.
Реализация программы будет осуществляться совместно с проектами
Национального плана действий по охране окружающей среды для
устойчивого развития.
Из-за нехватки средств государственное финансирование
природоохранных мероприятий затруднено. Так в 1999 году на решение
проблем экологии города городским фондом охраны окружающей среды по
итогам конкурсов в процессе государственных закупок было заключено
38 договоров на общую сумму 60,3 млн. тенге. Финансировались наиболее
приоритетные для города природоохранные работы в соответствии с
Комплексной программой «Таза ауа — Жанга дауа». Однако бюджетных
средств, в том числе средств Фонда охраны окружающей среды
недостаточно для решения неотложных задач.
Контрольно-инспекционной службой АГУООС в прошлом году проведено
2674 проверки соблюдения природоохранного законодательства
предприятиями города, более половины проверок носили комплексный
характер, в которых приняли участие специалисты горСЭУ, городской
земельной инспекции, горуправления ЧС, прокуратуры, эколого-санитарной
инспекции, отделов коммунального хозяйства аппаратов Акимов районов,
природоохранной, ветеринарно-санитарной полиции ГУВД г.Алматы,
Алматинского облуправления охраны окружающей среды и СМИ.
На базе ранее действовавших районных эколого-санитарных инспекций,
по инициативе Управления решением Акима города номер 563 от 22 июня
1999 года создана городская экологическая инспекция.
В целом показатели контрольно-инспекционной деятельности по
сравнению с 1998 годом улучшились. Так, количество выявленных нарушений
выросло в 2,4 раза, а выданных предписаний увеличилось в 2,4 раза.
Количество наложенных штрафов в сумме увеличилось в 1,8 раза,
взыскиваемость в сумме возросла в 2,1 раза. Предъявлено 164 претензии
против 20 в 1998 году на сумму 28,06 млн. тенге (1998 г. — 3,5 млн.тенге),
взыскано 137 претензий (1998 г. — 15) в сумме 2,9 млн. тенге
(1998 г. — 1,8 млн.тенге). По иску Управления и городской прокуратуры
вынесено решение городского суда по делу номер М 896\11\8 от 22.12.99 г.
Алматинского городского суда о взыскании ущерба, нанесенного природной
среде хозяйственной деятельностью ЗАО «Алматы Пауэр Консолидейтед»
на сумму 18,2 млн. тенге, в Фонд охраны окружающей среды.
Причиной экологических правонарушений является несовершенство
экологоческого, природно-ресурсного и иного законодательства.
Действующее экологическое законодательство вошло в противоречие и не
соответствует законам в сфере предпринимательства:
а) из-за отсутствия экологического аудита при приватизации, смене,
банкротстве и ликвидации юридического лица:
* не соответствие Закона Республики Казахстан «О банках» Законам
Республики Казахстан «Об охране окружающей среды» и «Об экологической
экспертизе» в части приостановки финансирования строящихся и
реконструируемых объектов без заключения Государственной экологической
экспертизы;
* не соответствие Закона Республики Казахстан «О приватизации»
Закону Республики Казахстан «Об охране окружающей среды».
б) не соответствие Законов Республики Казахстан «Об охране
окружающей среды» и «Об экологической экспертизе», в части передачи
функций в сферу частного предпринимательства по экологической
экспертизе и мониторингу за окружающей средой; Постановлению
Правительства Республики Казахстан номер 1440 от 22.09.99 г.;
Закону Республики Казахстан «О лицензировании».
в) не соответствие принципов нормирования качества окружающей
среды рыночным взаимоотношениям (сегментация участков и производств,
аренда и субаренда).
Имеется настоятельная необходимость в разработке и принятии
новых Законов Республики Казахстан:
* «Об атмосферном воздухе»;
* «О химических веществах»;
* «Об отходах»
* «Об экологическом страховании».
За последние годы внедрение новых экономических отношений диктует
необходимость разработки и утверждения соответствующей нормативной
документации по нормированию образования, утилизации и размещения
отходов; по нормированию выбросов вредных веществ и платы за них от
авиалайнеров, по механизму экологического страхования при чрезвычайных
ситуациях и др.
Требуется принятие решений центральными и местными исполнительными
и представительными органами следующих вопросов:
* Придание Комплексной программе по экологическому оздоровлению
окружающей среды г.Алматы «Таза ауа — Жанга дауа» статуса
Национальной программы.
* Включение города Алматы в список Всемирного Природного и
Культурного Наследия ЮНЕСКО.
* Расширение прав городского Акимата и Маслихата в части принятия
региональных нормативных правовых актов в области охраны окружающей
среды и природопользования.
АГУООС осуществляется постоянная связь с экологическими
общественными организациями: Республиканской Ассоциацией «Экологи
ХХI века», Экологическим союзом «Табигат», Агентством экологической
информации «Greenwomen», Международной экологической Ассоциацией
«Женщины Востока» и другими. При Управлении с 1997 году года действует
городской координационный совет по связям с экологической общественностью
г.Алматы. Совместно с городским управлением образования созданы опорные
школы экологического направления: городская опорная школа-гимназия
экологического направления номер139 им.А.Байтурсынова, 6 районных
опорных школ экологического направления.
Постоянно проводятся семинары для методистов, учителей и
воспитателей дошкольных, средних и высших учебных заведений,
экологические мероприятия в детских домах, детских садах, в школах,
ВУЗах города, в том числе по их озеленению.
На телеканале «Рахат» еженедельно выходит телепередача
«Экологический вестник». Проводятся «прямые эфиры» на республиканском
радио и других радио и телеканалах.
Приведу несколько цифр, характеризующих деятельность управления
по экологическому образованию и просвещению: в течение прошлого года
проведено 59 акций и мероприятий, опубликовано 205 статей, снято 242
телесюжета, озвучено на радио 29 выступлений и передано 558
экспресс-информаций, принято по телефону доверия свыше ста предложений
общественности по улучшению экологической обстановки в южной столице.
Алматинское городское управление охраны окружающей среды приглашает
всех заинтересованных международных организаций, отечественных
неправительственных общественных организаций принять участие в
реализации экологической программы.
Контакт: Алматинское городское управление ООС, acepd@nursat.kz .

Источник: «Казахстанская ЭкоПравда», О.Тарнецкая,
27 мая 2000 г., otarnetskaya@itte.kz

Комментарии запрещены.